Школа юнг

На фото — школа юнг

В 1944 году по приказу Главвосток-рыбпрома в Находке была открыта рыбопромысловая морская школа юнг. Она готовила машинистов, мотористов, матросов, судоводителей до 20 регистровых тонн, механиков-дизелистов третьего разряда. Первым директором школы юнг был Егоров (его имя и отчество, к сожалению, не сохранились), а потом много лет ею руководил Иван Иванович Гамзин.

Начальник морской рыбопромысловой школы юнг И.И.Гамзин с курсантом на практике

Располагалась школа на 1 участке ( сейчас – р-он улицы Арсеньева).
Главной достопримечательностью мореходной школы была баркентина «Юнга». Кроме неё имелись три деревянных кавасаки №№ 3, 6, 9, деревянный сейнер и средний рыболовный траулер немецкой постройки.

Учебная парусная шхуна-баркентина «Юнга»

Из воспоминаний бывшего работника БАМР, почетного радиста СССР, почетного работника рыбного хозяйства Российской Федерации Валерия Владимировича ЧЕРНИКОВА:
«Со стороны жизнь в мореходной школе казалась нам очень интересной.
Был свой большой клуб в форме буквы «Г» и располагался он на косогоре. В одной его части был кинозал, где юнгам один раз в неделю после обеда демонстрировали бесплатно кинофильмы, а во второй половине — хороший спортзал.
Недалеко от клуба была танцевальная площадка, мечта всех
девушек Находки, которые приходили даже с Пади Ободной. Танцевали под духовой оркестр. Он был гордостью мореходной школы, командовал им капельмейстер МЕЗЕНЦЕВ. После танцев наши девушки расходились по домам с песнями. Можно было слушать без конца, как красиво пели сестры КИСЕЛЕВЫ, КАЗАКОВЫ, ГЛАЗАТКИНЫ,
ЕРЕМЕЕВЫ, КРАПИВИНЫ, ДЕМЕНТЬЕВЫ, РАЗОРЕНОВЫ, РОМАШКИНЫ, ЕВСТРАТЕНКО, Таисия ТЕЛЕГИНА, Лариса КАМБАЛИНА и другие.»

Но, судя по архивным документам, мальчишкам и их преподавателям приходилось ой как несладко. Цитируем фрагмент объяснительной записки хозяйственной деятельности школы юнг за 1948 год: «Девять классов должны заниматься в одну смену, а занимаются в две смены. Занятия длятся до 9-10 часов вечера, и это пагубно влияет на самоподготовку. Учебные корпуса заражены грибком, нет раздевалок, умывальников, туалетов. Курсанты в зимних условиях вынуждены ходить на занятия в шинелях или фуфайках. Во время перемен им деваться некуда, получаются скопища в узких коридорах. Все это отражается на учебном процессе, успеваемости и воспитании. Жилые помещения представляют каркасные бараки, крайне ветхие, требующие ежегодного ремонта. Во всех бараках установлено печное отопление, не обеспечивающее нормальную температуру при сильных ветрах и морозах».

Из воспоминаний председателя совета ветеранов Находкинской БАМР Юрия Денисовича Мельников: «Нас поселили в один из стоместных бараков, здесь стояли железные печки — буржуйки, нам выдали койки и постельное белье, три раза в день водили в столовую. Весь декабрь 1944-го и январь 1945-го прибывало пополнение со всего побережья Приморского края, начиная с бухты Светлая до Зарубино. Это были мальчишки 12-15 лет, закончившие 4-7 классов. Как удавалось  управлять такой разношерстной толпой, я не понимаю до сих пор..
…В 1946 году прибыл новый состав учащихся. Это были дети русских эмигрантов из Шанхая. Мы называли их «шанхайцами». Но многие из них не выдержали суровых условий жизни в бараках, да и учебный процесс был тяжелым. В течение полугода уехали почти все. Наш первый набор закончился выпуском в 1947 году. Сегодня многих уже, к сожалению, нет в живых».
Несмотря на все тяготы жизни и учебы, самые стойкие ребята не бросали школу. Они понимали, что полученная здесь профессия даст им, как говорили раньше, путевку в жизнь. Они проходили практику на плавзаводах и краболовах «Всеволод Сибирцев», «Менжинский», «Чернышевский», «Алма-Ата».

Вот что писала газета «Сталинское знамя» в апреле 1956 года: «Ежегодно курсанты мореходной школы юнг проходят хорошую практику и получают морскую закалку на своем учебном парусном судне «Юнга» под руководством капитана дальнего плавания
В.А. Филатова. «Юнга совершает плавание по Тихому океану, бывает в портах Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский».
Все выпускники школы юнг, изменившей в 1951 году свой статус на рыбопромысловую мореходную школу, были востребованы на предприятиях рыбной промышленности Находки и Приморского края и, получив в дальнейшем дополнительное образование, многие годы работали на судах различного типа во всех уголках Мирового океана, добыли со своими экипажами миллионы тонн рыбы.
Есть среди выпускников школы специалисты, прошедшие все ступени служебного роста. Есть среди них и те, чей труд высоко оценила Родина.
Капитан-директора Александр Яковлевич Тупица, Иван Александрович Масловец и Борис Владимирович Кайгородов награждены орденом Ленина. Капитан-директора Николай Васильевич Борисенко и Василий Иванович Баев — орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Старший механик Алексей Романович Артеменко удостоен ордена Дружбы народов. Орденом Трудового Красного Знамени награждены
капитан-директора Николай Степанович Гуник и Николай Гаврилович Карташов.
Капитан-директор Юрий Денисович Мельников удостоен ордена «Знак Почета» и звания «Почетный житель города Находки».

В 1956 году Находкинская рыбопромысловая мореходная школа объединилась с Владивостокским мореходным училищем и Комсомольской-на-Амуре рыбопромышленной школой в Дальневосточное мореходное училище, которое открылось в Находке 1 октября.

Дальневосточное мореходное училище, ДВМУ, 60-е годы.

Подпишитесь на новые публикации сайта "НАХОДКА. История в фотографиях" по Email

Добавить комментарий