Экспедиция в Екатериновку

На трассе Владивосток-Ольга, в 8 километрах от порта Находка, раскинулось в распадке селение Екатериновка, известное в крае своими уникальными пещерами и Екатериновским городищем периода последнего расцвета цивилизации чжурчжэней – государства Восточное Ся. Находкинцам Екатериновка полюбилась живописными местами отдыха на берегу Сучана (р.Партизанская) да сельскохозяйственными дарами — многие горожане стремятся прикупить у местных жителей домашнее молочко, яйца, овощи и свежеиспечённый хлеб – и ехать далеко не надо, и расположение удобное – возле трассы.

История деревни насчитывает чуть более 130 лет – казалось бы, какие могут быть в ней белые пятна! Ан нет, в сообществе краеведов время от времени возникают споры относительно даты образования, причины именования села, да и многие другие вопросы не дают покоя. Именно с этой целью – прояснить некоторые спорные моменты в истории Екатериновки — и посетили энтузиасты клуба «Находкинский родовед» «Славянскую избу», где нас радушно приняла её хозяйка Татьяна Витальевна ЗОЛОТАРЁВА. В помещении музея гостей ждали школьники-экскурсоводы Кира ГУЛИДОВА, Виктория ИВАНОВА, Николай ЛИТОВЧЕНКО, Никита ИВАНОВ, Дарья ШЕВЧЕНКО, потомок первопоселенцев Ирина Петровна БИРЮКОВА и председатель местного отделения «Совета ветеранов» Валентина Михайловна БОДРОВА.

Родоведы приехали не с пустыми руками, но сначала пожелали выслушать хозяев.

Ребята вкратце рассказали о заселении территории села, о первых нелёгких годах жизни крестьян-переселенцев, о том, почему Екатериновка названа именно так, а не иначе, о партизанском движении, первой артели, колхозе «Красный партизан» и многих других исторических моментах в жизни екатериновцев.

«К концу 1886 г. в непроходимых зарослях кустарника выросло несколько деревенских домов под цинковой крышей. Свежие хаты из круглых светлых бревен ильмака и кедра с маленькими подслеповатыми окнами (защита от хищников) издавали приятный запах дерева и смолы, напоминая дыхание тайги. Дома пятистенные с русскими печами на полкухни и голландкой в спальне. Приземистые с толстыми стенами здания, словно крепости стояли на далеком расстоянии друг от друга, чтобы в будущем соединиться между собой, отделяя подрастающее поколение. А пока они хуторки самостоятельные, независимые. В домах-амбразурах поселились первопроходцы: Шлык Спиридон, Рассоленко Кирилл, Шумейко Василий, Бельченко Яков, Ещенко Иван, братья Сикорские и братья Пики Трофим и Мина. Все с большими семьями…».

Член русского географического общества Елена Эдуардовна БЕНДЯК отметила, что текст доклада, который читали ребята, отрывочно взят из реферата Николая Захаровича РАССОЛЕНКО «Краткий пересказ об истории села Екатериновка». В 1976 году – к 90-летию своей малой родины — исследователь записал воспоминания своего деда, Ивана Спиридоновича ШЛЫКА, и художественно их оформил. Деду на момент переселения в Приморские земли из Черниговщины было 15 лет, поэтому его рассказ может быть достаточно достоверным.

Очень подробно описана в «Кратком пересказе…» сцена схода односельчан, которым предложили дать название деревне. Следуя рассказу Ивана Спиридоновича, деревню хотели назвать в честь той, откуда была большая часть партии переселенцев – Ивановкой, но Ивановка на тот момент уже была зарегистрирована, и разрешения не дали. И тут в истории малой родины возникает фигура переселенческого начальника – врача ЛЮБСКОГО, в честь которого поступило предложение назвать вновь образованную деревню – Любимовкой. Но, согласно легенде, врач отказался от лестного предложения. И тут появилась третья версия названия: женщины поселения предложили назвать в честь жены ЛЮБСКОГО – Екатерины – Екатериновкой.

К сожалению, генеалоги-любители пока не нашли в архивах края документальное подтверждение этой версии, поэтому статья Николая РАССОЛЕНКО – пока единственный источник такой информации. Родоведы сошлись во мнении, что даже если и это и легенда, то очень красивая и имеющая право на жизнь. Спасибо члену клуба Ларисе Арнольдовне ПОВХ за то, что в церковных книгах с.Владимиро-Александровское ей удалось найти подтверждение этим историческим фигурам и установить их полные имена: коллежский асессор Пётр Евгеньевич ЛЮБСКИЙ и его супруга – Екатерина Владимировна.

Любопытно, что некоторые сайты размещают информацию, исказившую с течением времени статью Н.З. РАССОЛЕНКО. Например, в нескольких местах указано, что первым старостой был дед автора – Захар РАССОЛЕНКО, не принимая во внимание, что рассказ ведётся от имени Ивана Спиридоновича ШЛЫКА, а это означает, что первым старостой, по всей вероятности, был его отец (а соответственно прадед автора Николая РАССОЛЕНКО) – Спиридон Николаевич ШЛЫК. Реферату-то почти 40 лет! Его много раз переиначивали, выдёргивая куски, а в полном изложении документ этот хранится в архиве РГО-ОИАК во Владивостоке, и любой желающий может с ним познакомиться.

С глубочайшим вниманием гости выслушали повествование Ирины Петровны БИРЮКОВОЙ, предки которой были основателями села – это ШУМЕЙКО, переселившиеся в 1885 году, и ЕЩЕНКО – в 1887-м. В семейном архиве Ирины Петровны – фотографии с более чем полувековой историей, на которых запечатлены прадедушка, прабабушка, их большая семья. Она показала родоведам дом первопоселенцев ЕЩЕНКО, который сохранился до сих пор – ему более ста лет, и дом 1903 года постройки на ул.Партизанкой, во дворе которого были сделаны семейные фото ЕЩЕНКО. Заинтересовал исследователей и сгоревший дом РАССОЛЕНКО – он более века служил людям в своём первозданном виде, сделанный из толстых брёвен, с земляным полом.

Отец Валентины Михайловны БОДРОВОЙ переселился в Екатериновку из Сибири в довоенный период. ЧЕРЕНЁВ Михаил Михайлович работал до войны комбайнером в колхозе «Красный партизан». В первые дни войны был призван на фронт, погиб на Украине в 1943 году. Валентина Михайловна заострила внимание на улицах села. Например, улица Лазо была заселена в основном старожилами. Несколько улиц носили так называемые «прозвища» — по фамилиям первых поселенцев, селившихся на них. Целую улицу занимала семья РАССОЛЕНКО – она так и называлась улица РАССОЛЕНКО, существовала и улица Кравчинская, на которой строились одни КРАВЧЕНКО. На улице Комсомольской стоял дом для учителей на три квартиры, и были дома колхозников.

Елена КОВАЛЕНКО — потомок первопоселенцев ХЛЫСТ — привезла интересные фотографии, на которых изображена прабабушка Мария Андреевна ХЛЫСТ со своими дочерями. Прабабушка умерла более полувека назад – в 1961 году – в возрасте 75 (76?) лет, а память о её знахарских способностях сохранилась в Екатериновке до сих пор. Поездка принесла Елене КОВАЛЕНКО приятные сюрпризы: благодарные жители сохранили могилу врачевательницы и показали её праправнучке. Прадед Степан Иванович ХЛЫСТ умер ещё в 1919 году, и сейчас Елена разыскивает материалы, подтверждающие его участие в партизанском движении.

Ещё один вопрос, интересующий любителей истории – дата основания селения. Родоведы разобрались и с этой проблемой. Следуя отчёту Ф. БУССЕ, в 1884 году из Голубовки на новое место переезжают казённокоштные крестьяне, в 1885 году на казённые же счёт – 14 семей (87 душ), по другим данным 15 семей (117 душ) — выходцы из 3-х деревень Голубовской волости Суражского уезда. Вот фамилии первых переселенцев: Банные, Бельченко, Волыник (Валыня), Губкины, Разсоленко, Сикорские, Хлыст, Шлык, Шумейко. Следующая партия прибывает весной 1886 года – в её составе 4 семьи – это Долгаль, Пика. В 1887 году деревня пополняется семьями Ещенко, Сикорских.

Елена Эдуардовна БЕНДЯК, собравшая внушительный материал по истории деревни с начала ее основания и до конца 1930-х гг., пояснила участникам экспедиции, что хотя в разных источниках указаны разные даты, однако, официально признан год 1886 — ведь именно тогда деревня получила своё название и юридический статус.

Пытливая исследовательница привела данные статистики, которые ей удалось обнаружить в архивах края. Исторические источники говорят вот о чём: в 1890 году в Екатериновке насчитывалось 26 дворов и столько же семей, общее количество жителей – 172. В 1896 году — уже 33 семьи и 227 человек. Лошадей – 81, быков 68. Нерабочей скотины – 281 единица. Мелкий скот, овцы, свиньи –224. В 1908 году – 314 жителей. В 1909 году проживает 49 семей. В 1915 году в составе деревни отмечены 7 одиночек, 130 семей, а это — 819 человек. Русское население состоит из приписного (юридического) — в количестве 524 человека и постороннего населения в количестве 14 человек. В деревне зафиксировано иностранных подданных (корейцев) – 4 семьи, инородцев всего 13 человек. Иностранных подданных (китайцев) – 58 семей (264 человека). То есть можно с уверенностью утверждать, что в первые 30 лет жизни деревни наблюдается достаточно быстрый прирост населения.

Тут уместно привести цитату из воспоминаний Ивана ШЛЫКА: «Со временем деревня расширялась за счет роста населения и обслуживающих военнослужащих солдат и казаков. В их числе: Минеев, Аксарин, Губкин, Шмылевич, Дубей и др. Вместе с жильем росла и примитивная промышленность. Братья Пики, Трофим и Мина построили две водяные мельницы на протоках р. Партизанской. В деревне поставили две водяные кузницы. Одной владел Еценко Терех, другой Пика Тимофей, сын мельника Трофима. В кузницах изготавливали телеги, сани и мелкий сельхозинвентарь, не исключая и подковку лошадей. Некоторые деревенские увлекались охотой и у многих в загонах для скота появились дикие олени, изюбры и даже медведи».

Хозяева и гости, обменявшись информацией и сделав общее фото на память, обсудили перспективы совместного сотрудничества. В планах – посещение школы с.Екатериновка с лекциями по истории села, выпуск научно-популярного сборника. Экспедиция закончилась поездкой по селу с осмотром его достопримечательностей, а также посещением одного из старых кладбищ с целью найти могилы первых поселенцев.

— Знакомство с Екатериновкой – это один из этапов большого проекта «Восстановленная история», который стартовал осенью 2017 года – с экспедиции в с.Сергеевку, — рассказывает инициатор и руководитель уникальной краеведческой задумки Елена Эдуардовна БЕНДЯК. – Родоведы решили восстановить историю сёл Сучанской долины, а также населённых пунктов, расположенных на тракте Шкотово-Сергеевка. Мы изучаем годы жизни поселений со дня их основания и до конца 1930-х гг., ведь именно этот период слабо освещён в учебной, научно-популярной литературе, либо сильно политизирован. Наша цель – набрать максимальное количество информации в архивах края, а затем, встретившись с местным сообществом, так сказать, оживить сухой, архивный материл. Мы уже посетили несколько деревень, в планах – Кирилловка, Крещенка, Васильевка, Михайловка.

Хотелось бы закончить эту статью словами украинского поэта и философа Григория СКОВОРОДЫ: «Познай свой край …, себя, свой РОД, свой народ, свою землю — и ты увидишь путь в жизни. Путь, на котором наиболее полно раскроются твои способности.

Ты дашь ему продолжение, проторив тропинку, с той тропинки уже двинулись в жизнь твои потомки. И будешь ты».

Источник

Подпишитесь на новые публикации сайта "НАХОДКА. История в фотографиях" по Email

Добавить комментарий