Маяк Поворотный

На высоком берегу мыса Поворотный находится один из старейших маяков Приморского края. Он расположен на главном морском пути, который соединяет Владивосток с другими дальневосточными портами. Маяк Поворотный имеет белый огонь, который светит в секторе от 82,5° до 307, 5° и обеспечивает дальность видимости до 22 миль. Он снабжен также радиомаяком, посылающим сигнал азбукой Морзе почти на 150 миль вокруг.
Маяк Поворотный является не только важным объектом мореходства, но и памятником истории. Его начала строить в 1890 году фирма «Линдгольм». Стройматериалы доставлялись к берегу на шлюпках из соседней бухты Козьмина, что существенно осложняло строительство. Корпус и детали маяка изготовлялись компанией «Барбер» в Париже. Совершив круг вокруг Земли, они были доставлены на мыс Поворотный в разобранном виде. Строительство закончилось в 1892 году.

На обрывистой площадке , окруженной обломками скал, была воздвигнута трехъярусная восьмигранная башня из камня высотой 9 метров. Стены первого яруса имеют толщину полтора метра. Винтовая лестница с фигурными набалдашниками и леерами ведет на второй этаж, где расположена каюта. Стены каюты обиты рейкой из красного дерева. Вдоль них по кругу расположены вытяжные иллюминаторы. Раньше они были необходимы для интенсивного горения горелки. На третий ярус можно попасть по трапу. Здесь находится очень интересное устройство – линза толщиной 70 мм в медном каркасе. Она дает преломление света дальностью 30 миль и радиусом 230°. Стены третьего яруса сделаны из стекла толщиной 10 мм, а крыша представляет собой купол в виде свечи. Недалеко от башни возведены служебные и жилые здания.

Через год вблизи маяка построили каменный дом для сирены. Первые туманные сигналы она подала 2 октября 1893 года. Так как туманы в этих местах возникают нередко внезапно, а паровая сирена требует времени на подготовку к действию, рядом установили пушку и колокол, готовые к действию немедленно.
Обслуживали маяк восемь вольнонаемных служащих, а сирену — пять машинистов и кочегаров Сибирского флотского экипажа. При обслуживании сирены были большие трудности с водой. В сутки сирена требовала 500 ведер воды, а поблизости ее не было, приходилось доставлять ее на быках в гору из колодцев, вырытых внизу в овраге.
Часто туманы держались подолгу, и обслуживающие сирену матросы буквально валились с ног от усталости. Чтобы облегчить их работу, стали нанимать из близлежащих деревень водовозов, а в 1908 году паровую сирену заменили на более легкую в обслуживании — пневматическую.

Маяк, расположенный на главном морском пути, соединяющем Владивосток с другими портами наших дальневосточных морей, многие годы работал надежно и бесперебойно.
Неприятности начались с началом Гражданской войны и интервенции. Регулярное снабжение нарушилось, продуктов и топлива не хватало. Среди личного состава возникла напряженная обстановка. Особенно она усилилась после приказа Дирекционного комитета (был избран в годы Гражданской войны из числа служащих Дирекции маяков) об увольнении с работы с 1 августа 1917 года жен смотрителей (на освободившиеся места комитет планировал назначить инвалидов войны). На маяке начались воровство, скандалы, ссоры и даже перестрелки. Личному составу стало не до вахты, маяк иногда по несколько ночей подряд не светил, а сирена бездействовала (украли приводные ремни).

Для такого важного маяка как Поворотный такое положение было совершенно недопустимо, и в октябре 1918 года смотритель маяка был отдан под суд, а обслуживающий персонал полностью заменен. Решение об увольнении с работы жен маячников было отменено.
Но и новому личному составу было нелегко. Время было неспокойное, в окрестностях маяка нередко появлялись то одна, то другая группа разбойников, стремящихся поживиться за счет скудных запасов маячников и поста службы связи, учрежденного здесь еще во время Первой мировой войны. Одно из нападений закончилось трагически — один служитель был убит и несколько ранено.
В апреле 1919 года на маяк прибыл вооруженный отряд большевиков и потребовал выдать им продукты и керосин «для защиты революции». Через несколько дней другой отряд забрал ружья и патроны. «Вокруг белые войска, а я терплю крайнюю нужду в провизии и дровах, уже 20 дней ничего нельзя достать», — оправдывался его командир.

Кормить людей стало нечем, связь с начальством во Владивостоке прервалась. Маячники стали самовольно покидать маяк, а в июле 1919 года закрыли пост связи, передав все имущество под охрану смотрителю. Но маяк, несмотря на все неурядицы, продолжал светить. Нормальная жизнь на маяке и работа наладились только после Гражданской войны и образования Убекодальвоста.
В 1927 году, после капитального ремонта на маяк неожиданно пришла новая беда — на мыс обрушился сильнейший тайфун. С башни была сорвана крыша, ветром выбиты все стекла из фонарного сооружения, пострадали жилые постройки. Пришлось срочно ремонтировать все вновь.
В 1934 году маяк пополнился новым техническим средством навигации — радиомаяком РМС-3. Накануне Великой Отечественной войны, в 1940 году, маяк посетил начальник ограждения Гидрографического управления ВМФ. В своем рапорте по результатам инспекции он доложил, что техника маяка работает безотказно, световой маяк имеет ацетиленовый источник света — 5-рожковую горелку, начальник маяка — один из лучших среди маячников залива Петра Великого. Особенно отметил проверяющий старшего моториста Бровко, проработавшего на маяке уже 33 года.
Во время Великой Отечественной войны значение маяка еще более возросло — мимо него пролегала трасса, по которой круглосуточно при любых метеорологических условиях шли транспорты из США и северных портов Советского Союза во Владивосток.

В 1950-х годах маяк перестроили. Новую восьмигранную башню высотой 12 м возвели из железобетона. В фонарном сооружении смонтировали современный светооптический аппарат. В настоящее время маяк светит в секторе от 82,5 до 307,5° белым затмевающимся огнем, обеспечивая дальность видимости до 22 миль и радиомаяк, посылающий местный сигнал азбукой Морзе на 150 миль в округе. Раньше работал еще и звуковой маяк, но он мешал спать людям в ближних поселках, и его использование запретили.

Подпишитесь на новые публикации сайта "НАХОДКА. История в фотографиях" по Email

Добавить комментарий