Василий Балан — Душа крылата парусами

Тем юным находкинцам, кому сегодня 12–14 лет, возможно, и невдомёк, что Находка – это город рыбацкой трудовой славы, морского братства и добрых мореходных традиций.
Свидетель их расцвета, активный персонаж лучших морских страниц в жизни города — мой собеседник Василий БАЛАН, один из известных в нашем городе яхтсменов, участник городских, дальневосточных и международных парусных соревнований и дальних плаваний.

СТАРТ НА ВСЕХ ПАРУСАХ
Мы познакомились с ним ещё в июле 1990 года на международной парусной регате в честь 50-летия японского города Касивадзаки и 40-летия Находки.
Этот высокий улыбчивый парень был судейским наблюдателем на катере «Рубин», мы стояли на якоре у поворотного знака недалеко от Лисьего острова. Летнее солнце обжигало кожу сквозь невысокую пелену тумана, а из белой мглы перед нами выскакивали одна за другой яхты — участницы гонок.

С энергичным треском ручных лебёдок и шуршащим посвистом они перебрасывали паруса при развороте и, словно летучие голландцы, снова растворялись в тумане. Потом на вечере дружбы в «Горизонте» мы фотографировались с участниками регаты и с её победителями – экипажем японского «Мейсера».
Через год я был у Василия пассажиром на «Капитане Панаеве» в гонке на Кубок горкома комсомола. Ветер был слабый, и к пирсу на Трёхозёрье яхты чалились уже в темноте. Тогда-то у меня и появились на свет эти строки:

Спали яхты у пристани старой,
Спали сопки у тёмной воды,
Лишь тихонько звенела гитара,
Отпевая дневные труды.
Отражённые волнами звёзды,
Как иголки, вонзались в борта,
И тельняшки безусых матросов
Смыть не в силах была темнота…

Отслужив во флоте в 1981–1984 годах, Василий вернулся в Находку и вскоре попал в яхт-клуб ПМП – там были яхты «Диана», «Азарт» и «Находка» (на ней потом, в середине 90-х, Василий ГУСЕВ с семьёй ушёл в кругосветку).

Первой победой под парусом стал осенью 1984 года Кубок горкома комсомола, Балан был шкотовым матросом на «Диане». Много раз на «Молнии» ходил – это безмоторная яхта класса «Конрад 25».
Работая на НСРЗ, выучился на вечернем отделении ДМУ на техника-механика. Приобретённый с годами практический опыт парусного мореплавания позволил ему сдать квалификационные экзамены и в 2001 году стать яхтенным капитаном.
Под началом Виктора БУХАЛЬСКОГО на борту яхты-однотонника «Капитан ПАНАЕВ» Василий Балан побывал в плавании к берегам Австралии – оно было приурочено к 50-летию НБАМР, и экипаж надеялся посетить в Новой Зеландии партнёров своего предприятия, но в южном полушарии начался сезон тайфунов, и пришлось шестерым находкинцам ограничиться «гостьбой» на Зелёном континенте. Зато поучаствовали в гонке с местными — там в яхт-клубе города Кернса австралийцы гоняются каждые выходные.
Троих русских пригласили в экипаж «Серого Кита», они охотно согласились и выиграли главный приз – бутылку старого виски, которую, понятно, выпили за победу с благодарными хозяевами.
Случилось Василию на «Панаеве» поучаствовать в престижной парусной гонке «Пан Пасифик» с капитаном Леонидом БОРИСОВЫМ.

В 2005-м на этой же яхте, но уже сам в качестве капитана, гонялся в международной регате на Кубок залива Петра Великого. Четыре года Василий Андреевич проработал на «Панаеве» капитаном, но в прошлом году БАМР его продал, яхту новый владелец переименовал в «Шерхан», а пост капитана предложил опять же Балану.

НИ «ПРИВЕДИСЬ», НИ «УВАЛИСЬ»
…Япония, Корея, Марианские острова, Папуа-Новая Гвинея, атолл Ягум в архипелаге Луизиады, Австралия – это только впечатления из одного «юбилейного» плавания. А сколько их было ещё, путешествий под парусом и разных регат!
В прошлом году Василий поработал капитаном прогулочной яхты в Таиланде, катая туристов вдоль тропических берегов. Впечатлений хватает, да только недешёвый это вид спорта. И чтобы участвовать в больших гонках, нужны средства на топливо, питание, вступительный взнос, да и заходы в зарубежные порты стоят денег.

— В последнее время никуда особенно не хожу именно из-за нехватки средств, — сетует Василий Андреевич. — Даже самый престижный приз не компенсирует затрат на его завоевание: чем круче гонка, тем она дороже. Регата «Кубок залива Петра Великого» требует порядка штуки «баксов».

В последний раз я гонялся в этом году в регате на кубок главы города, и то один день: я механик в боулинг-клубе «Цунами», в воскресенье надо было работать. Много летних сезонов, подряд и с перерывами, я был в детском оздоровительном лагере «Антарес» тренером по парусному спорту, не без труда совмещая эту должность с основной работой.
Однако тренировать становится и некого, и не на чем: лодки «Луч» и «Оптимист» старятся, детский флот не обновляется.
Бамровский яхт-клуб «Антарес» работал как спортивная секция, зимой Виктор Андреевич Бухальский занимался с детьми теорией.
Летом детвора приходила в лагерь, чему-то обучившись хотя бы «виртуально», с узлами были знакомы, с теорией. Теперь они даже терминологией не владеют, не «хочу походить на яхте» говорят, а «хочу покататься». Я им говорю – «приведись, увались», а они даже не понимают, что это значит.
Тяжело так работать. Зимнего помещения нет, взрослый актив разбрёлся в поисках хлеба насущного, материальная база клуба на берегу залива Восток продана другим собственникам.

Хорошо ещё, есть в городе яхт-клуб «Альбатрос», вот они с детворой занимаются – держат на «Волне» подходящее помещение, меня приглашали несколько раз зимние занятия провести. На базе отдыха «Якорь» построили кубрики, уже с весны они на берегу, детский флот содержат, ребят натаскивают, на соревнования возят во Владивосток. Просто молодцы!
У нас же морской город, наши яхтсмены и гавань «Антареса» известны не только в городах-побратимах, но и по всему Тихому океану. Такой дорогостоящий вид спорта сам не выживет без поддержки крупных предприятий. А ведь это морские традиции Находки…

ЕЩЕ ОДНО ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
— Ты ведь ещё стал чемпионом Дальнего Востока по боулингу?
— Механиком в клуб «Цунами» меня пригласили около семи лет назад (время было тяжёлое, приходилось даже распродавать модели парусников, которые я давно и неплохо изготавливал).
В технике постепенно разобрался, образование помогло. А играть стал уже для собственного развития. В соревнованиях участвую давно — к слову, там тоже взнос надо платить изрядный, и проигрывать бывает досадно.
Что нужно для победы? Мышечная память, чёткость и точность броска – а их дают только упорные тренировки, тоже не бесплатные (хотя, не будь скидок, я бы этот спорт не потянул).
Главное, чтоб тело запомнило оптимальное исполнение броска, приносящего страйк (это когда шар сбивает все кегли).
Турниры по боулингу всегда представительны, на них приезжают сильнейшие спортсмены округа – даже из Якутии. Ездим и в другие боулинг-клубы – в Хабаровск, Биробиджан, Благовещенск, Владивосток.

ПОБЕДЫ, О КОТОРЫХ ОН МОЛЧИТ
Однажды мне довелось увидеть на пиджаке Василия четыре медали. Одна – «За боевые заслуги», вторая — «За службу Отечеству в ВМФ». Но рассказывать о своих заслугах Василий отказывается наотрез: то ли из скромности, то ли «время ещё не пришло», как с суровой значительностью говорили в таких случаях лет 70 назад.
Третья медаль — «80 лет Госкомспорту (1923–2003)», такие в нашем городе в признание спортивных заслуг носят сразу три яхтенных капитана — Леонид Андреевич БРАНТ, Леонид Петрович БОРИСОВ и их более молодой товарищ Василий Андреевич БАЛАН (впрочем, и ему время виски уже посеребрило).
И наконец, есть юбилейная медаль «300 лет Балтийскому флоту», а такие тоже вручали не каждому мореходу…

Рио-Панорама, декабрь 2010 г.

Подпишитесь на новые публикации сайта "НАХОДКА. История в фотографиях" по Email

Добавить комментарий