Вокзалы Находки

Вокзалы… Так уж сложилось, что вокзалы любого поселения, где только они были возведены, становились неотъемлемой частью истории данной местности.
В 1896 году судоходной компанией «Шевелёв М.Г. и Ко» на побережье, с левой стороны от главного фарватера реки Сучан, возводится первое в гавани Находка здание морского вокзала, начинают устойчиво работать не только внутренние, но и международные линии, связывая проживающих там людей с остальными территориями.
Но, в 1902 году, компания «Шевелёв М.Г. и Ко» ликвидируется и только спустя 4 года открывается морская грузопассажирская линия Владивосток – Находка общества Генриха КЕЙЗЕРЛИНГА. На линии по расписанию два раза в неделю ходит пароход «Сибирь».
Учитывая опыт своего предшественника, Г. КЕЙЗЕРЛИНГ возводит здание морского вокзала и склады по перевалке и хранению грузов, уйдя несколько вглубь устья реки Сучан, чтобы меньше быть зависимым от штормов, приносящих ежегодно большие разрушения.
Вокзал Г. КЕЙЗЕРЛИНГА вошёл в историю ещё и тем, что это было
первое частное предприятие, в котором установили телефон, связывающий через Владимиро-Александровское гавань Находку. Но, в 1924 году Г. Кейзерлинг завершил свои дела и навсегда расстался с Приморьем и Дальним Востоком.

В начале 30-х годов, когда было принято решение о развитии гавани Находка, в существующий портпункт направляются изыскательские партии и проектировщики, изучающие возможности развития морского торгового порта и даже переноса из Владивостока морских торгового и рыбных портов.
К этому времени население поселка Находка после передислокации
военного поста на мыс Астафьева почти полностью перебралось в район будущей Центральной площади. В этот район приходили и становились на рейд суда, с которых перегружались на плашкоуты и баржи грузы, на лодках доставлялись люди.
В центре Находки образовалась улица Деловая, которая переходила
в колёсный тракт, соединяющий с Владимиро-Александровским. Невдалеке от нынешнего здания управления морского торгового порта располагалось деревянное здание ожидальни, где пассажиры могли спрятаться от непогоды, передохнуть, выпить в буфете кружку горячего чая.
Следующим морским вокзалом могло стать здание, построенное на побережье в районе угольбазы. В максимально короткие сроки было построено здание, украшенное лепниной, на берегу сооружён пассажирский причал. Однако первый же разразившийся тайфун привёл в негодность портовое сооружение и от этой идеи
пришлось отказаться. А здание было передано городским властям под магазин, каковым он является и сейчас.Если вы летом отправляетесь купаться в район Лесозавода, то наверняка заходите в этот магазин за покупками.

Здание, которое должно было стать морвокзалом, но стало магазином…

Теперь уже невозможно объяснить, к чему была подобная спешка без
достаточного изучения природных катаклизмов. Как писала газета «Прибой», следующим местом строительства морского вокзала был выбран остров Новицкого. Это и решило его судьбу.
Начались взрывные и земляные работы, решено было остров соединить с мысом Шефнера. Но вовремя одумались, перенесли место возведения нового здания в глубь мыса, а на береговой черте стали возводить пассажирский причал, остатки которого можно
увидеть и сегодня. Здание недолго работало по прямому назначению и вскоре было передано под морскую школу ДОССАФ.

В начале 50-х годов было сооружено деревянное здание морского вокзала, которое следующие 50 лет верой и правдой служило родному городу, служило «воротами» Советского Союза для деловых людей и туристов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В мае 1953 года к вокзалу Находки причалил теплоход «Адмирал Сенявин» с амнистированными заключёнными на борту. Сойдя на берег, пассажиры теплохода совершили нападения на прохожих, ограбили магазины и вступили в конфликт с рабочими Торгового порта и Судоремонтного завода, но были остановлены прибывшими солдатами, которые открыли по нападавшим огонь на поражение.

В 1960-е гг. действовала экспрессная пассажирская линия «Находка — Нагаево». В 1961 году открыта регулярная пассажирская линия «Находка — Йокогама», позднее вторая линия «Находка — Йокогама — Гонконг». Линии обслуживали теплоходы «Дальневосточного пароходства»: «Александр Можайский», «Григорий Орджоникидзе», «Туркмения», «Байкал», «Хабаровск». Ежегодно совершались туристические круизные рейсы в Японию и район экватора.

Японские туристы на морвокзале, 80-е годы

Загруженность морского вокзала в весенне-осенний период была  столь велика, что появилась необходимость построить морской вокзал прибрежных сообщений. Такое здание и было сооружено на границе между рыбным портом и Приморским судоремонтным заводом, о чём напоминает горожанам неэксплуатируемый виадук в районе ДВМУ.
Ещё в 80-е годы от него отходили пассажирские катера-трамвайчики, и даже добирались рабочие, строящие морской торговый порт —
Восточный порт.

Морской трамвай 50-е годы

Стремясь идти в ногу со временем, в 1984 г. был разработан ленинградским архитектором НИИ морского флота Владимиром СКОРИКОМ проект нового здания морского вокзала. Со скрипом, но в 1994 году вокзал был принят в эксплуатацию.
Площадь 3-этажного здания составляет 11 132 м². Вокзал способен принимать до 500 пассажиров в сутки. Имеется 2 пассажирских причала общей длиной 325 метров для приёма морских судов с осадкой до 10 м.

В 1998 г. вокзал принял последний раз пассажиров с т/х «Академик  Ширшов», прибывшего из Пусана.
Причалы вокзала долгое время использовались для стоянки грузовых судов и катеров портофлота.
В 2007 году причалы вокзала были признаны аварийными и их эксплуатация была запрещена. Вот так через 120 лет Находка осталась вообще без пассажирского морского сообщения.
Помещения здания сдаются в аренду под офисы, на втором этаже действует кафе. С 2003 года в зале второго этажа ежегодно проводится городской бал «Большой вальс».

Намного оптимистичней выглядит судьба ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ.
В 1933 году советским правительством принимается решение о строительстве железнодорожной ветки Сучан – Находка.

По проекту конечной станцией должна была стать станция  Американка. 1 мая 1935 года станция Лацис приняла первый грузовой поезд со станции Гамарник. В 1936 г. на станцию прибыл первый пассажирский поезд из Хабаровска. В 1937 году станция была переименована в ст. Находка, а ст.Гамарник – в ст. Сучан.

С 1938 по 1946 г. (до закрытия навигации) станция принимала  плановые маршрутные составы с заключёнными ГУЛАГа, по этапу на Магадан.
В 1966 году была проведена электрификация железнодорожных путей.
В 1935 г. принимается в эксплуатацию первое деревянное здание вокзала. Долгие годы ст. Находка была главенствующей в Находкинском транспортном узле.

Вокзал станции Находка сейчас

15 июня 1951 года начинает свою историю станция Бархатная, которая до  этого носила название Каменка.

Станция Бархатная

С 1953 года исчисляется трудовая биография станции Рыбники, осуществляющей приём, расформирование, формирование и отправление грузовых поездов по обслуживанию рыбного порта и Приморского судоремонтного завода. Строительство
железнодорожного вокзала началось в 1952 г., он был сдан во второй половине 1953 года.

Станция Рыбники

В 1953 г. ст. Тихоокеанская создавалась как главная железнодорожная станция на линии Мыс Астафьева – Угловая с выходом на Транссибирскую железнодорожную магистраль. Открытие железнодорожного состава состоялось в 1954 г. До 1991 года
ст. Тихоокеанская являлась главным связующим звеном до выхода на станцию Хабаровск, через неё проходили не только государственные делегации различного уровня, но и осуществлялся обмен спортивными, культурными делегациями.

Станция Тихоокеанская

Станция Мыс Астафьева – самая удалённая от Москвы во всей системе Министерства путей сообщения. Являлась базовой по обслуживанию морского торгового порта и лесного терминала м. Астафьева. О станции узнал весь мир, когда находкинский порт начал отгрузку леса-пиловочника на Кубу.

Станция Мыс Астафьева

В связи с введением в эксплуатацию первой очереди морского торгового порта «Восточный порт» вошла в строй железнодорожная станция Находка-Восточная.
В 80-е годы прошлого столетия по генеральному плану развития Находкинского транспортного узла начал создаваться в Северном микрорайоне промышленный узел, куда со временем из центральной части города должны были уйти не только отдельные предприятия, но и базы, обеспечивающие всем необходимым районы Крайнего Севера.
В связи с этим началось строительство станции Промышленной с созданием всей транспортной инфраструктурой. Однако в силу определённых обстоятельств строительство позже было приостановлено, а затем и «заморожено» окончательно.

Кроме железнодорожных вокзалов в Находке работает Автовокзал.

С Автовокзала осуществляется пригородное и междугороднее автобусное пассажирское сообщение с большинством городов Приморского края. Планируется перенос вокзала в район озера Солёного на Обходной автомагистрали.
Также имеется автостанция в Южно-Морском.
Такими остаются в истории вокзалы Находкинского городского округа в начале XXI века.

Подпишитесь на новые публикации сайта "НАХОДКА. История в фотографиях" по Email

Добавить комментарий