Лидия Левченко: у профессии учитель нет возраста

Быть учителем — это судьба, которой не может быть лучше. Эта профессия огнем зажигает души энтузиастов, а самоотверженность их непременно отзывается любовью в сердцах учеников. Только с подобным отношением можно посвятить нелегкому делу педагогики свою жизнь. Именно таким учителем является учитель математики высшей квалификационной категории Лидия Петровна ЛЕВЧЕНКО, которая в сентябре 2018 года отпраздновала свой 80-летний юбилей.

Встреча с юбиляром произошла незадолго до праздничного события в уютной учительской средней общеобразовательной школы № 14. С первых минут разговора Лидия Петровна покорила меня той особой интеллигентностью, которая присуща педагогам «старой» закалки. Легкая в общении, образованная, скромная, тактичная — именно такой предстала передо мной эта женщина с интересной судьбой.

.Лидия Петровна, расскажите, пожалуйста, почему выбор ваш пал именно на профессию учителя?
— Начну издалека. Детство мое и юность прошли в г.Хабаровске, где проживала наша большая семья, в которой выше всего почиталось трудолюбие. Детей было пятеро, и родители мечтали, чтобы мы все получили образование. Почему я решила, что мое призвание учить детей? В школе была просто влюблена в нашу учительницу математики. Старалась походить на нее и на уроках, и в жизни. Любила играть в школу. Папа сделал мне доску, и я обучала ребят со двора. Поэтому после школы без раздумий подала документы во Владивостокское педучилище.

.Вы жили в Хабаровске, учились во Владивостоке, а как попали в Находку?
— Во время учебы познакомилась со своим будущим супругом. И вскоре после свадьбы мужа моего (а он работал в милиции) распределили в Находку. Было это в 1957 году. Город тогда только начинал строиться, вырос он на моих глазах. Меня – тогда молодую учительницу начальных классов – направили от гороно в школу на Рыбаке. Это было деревянное двухэтажное здание, которое помнят многие старожилы. А комнату нам дали в районе Ленинской, поэтому каждый день добираться до работы приходилось или на случайных попутках (в основном это были грузовые машины), или на электричке. В те годы автобусы еще не ходили, и мой муж в форме милиционера помогал мне остановить автомобиль. Встанет, махнет рукой, договорится с шофером, чтобы добросили учительницу до школы – бывало так, что и в кузове добиралась! И вы знаете, за все время ни разу на работу не опоздала. Стыдно было: как это – учительница да опоздает на урок!
.Лидия Петровна, ваша профессиональная биография очень насыщенна. А какие ее моменты запомнились больше всего?
— После окончания Уссурийского педагогического института по специальности «учитель математики» мне предложили стать заведующей школы ПМП (изначально — учебно-курсовой пункт от школы моряков). Работа эта была очень интересная, учителя ходили на судах вместе с моряками. Отношение к педагогам было очень уважительное, их ценили, берегли. Потом подобная школа открылась для рыбаков БАМРа – и снова были рейсы, любимая работа.

Но самым счастливым этапом свой биографии считаю вечернюю школу, или «вечерку», на Заводской, которую я возглавляла более 30 лет. До этого был опыт работы в школе-интернате. В это заведение отправляли учиться тех ребятишек, которым не нашлось места в обычной школе – у кого-то были конфликты с преподавателями, кто-то просто перестал посещать уроки, были и так называемые трудные дети. Поэтому приходилось работать в первую очередь с родителями, которые тоже нуждались в помощи, в поддержке. Из нашего учреждения вышли отличные ребята, многие из них (не буду называть их имена) теперь уважаемые люди – в городе, в крае. Они стали достойными людьми, получили профессии врачей, юристов, экономистов, сотрудников полиции и с удовольствием вспоминают «вечерку» и любимых учителей.

После того как закрыли вечернюю школу, появлялись мысли сесть дома и больше не преподавать?
— Нет, таких мыслей не было. Пошла работать учителем математики в среднюю школу №7, сейчас вот учу ребятишек в четырнадцатой. Отличный коллектив, хорошие детки. Я стараюсь к каждому ученику найти индивидуальный подход, занимаюсь после уроков. Старюсь объяснить так, чтобы ребенок понял материал.

.Лидия Петровна, на ваших глазах выросло не одно поколение ребят. Чем отличаются современные ученики от воспитанников средних школ 70-х или 80-х гг. прошлого столетия?
— Да практически ничем. Хотя отличия есть. 20-30 лет назад ребята были более начитанными, глубже вникали в материал, многое любили делать сами, своими руками. Новое молодое поколение ничуть не хуже – оно просто другое. У учеников кругозор побольше, они отлично вступают в дискуссию, справляются с плодами технического прогресса – с различными гаджетами, но все же знания более поверхностные. Наверное, это веяние времени. Еще у меня неоднозначное отношение к современной российской системе образования. Считаю, что наша школа была лучшей, а теперь картина изменилась.

.Лидия Петровна, а свои дети у вас есть?
— Знаете, когда мы с мужем переехали в Находку, тяжело заболела моя сестра, и я взяла на воспитание своего пятилетнего племянника, все тогда думали, что супруг мой меня с ребенком взял. Я его воспитывала как родного сына. Сейчас он с семьей живет в Хабаровске.
В браке родилась дочь Елена. Судьба повернулась так, что после окончания Технологического института дочка пошла работать в школу учителем труда у девочек. И ей эта профессия очень нравилась. Когда подрастали мои внуки, любила проводить с ними свободное время. Сейчас моя гордость – правнук Платон, я радуюсь его успехам в спорте и в учебе.

.Профессия педагога требует от человека определенных умственных и моральных сил, поэтому часто случается, что учитель устает от работы с детьми и старается сменить профессию. Лидия Петровна, вы в сфере образования 61 год. Как это удается?
— Да я просто не мыслю себя без работы и без преподавания. Не могу сидеть дома и как истинная старушка-пенсионерка проводить свободное время на лавочке за пустой болтовней. У меня на это просто нет времени. Вообще считаю, что у профессии учителя нет возраста, ведь со временем становишься только мудрее и опытнее. И каждый ученик, и каждый класс в целом индивидуальны и неповторимы, поэтому новая встреча с предметом – всегда интересна. Наоборот, работая с детьми, забываешь о своем возрасте, стараешься быть востребованным и современным.

.Но вы же не замыкаетесь исключительно на работе, есть какие-то увлечения?
— Да, я люблю выращивать овощи и фрукты на своем дачном участке. Все свободное время стараюсь посвящать саду, огороду и цветам. Дача появилась в нашей семье давно, когда еще был жив мой муж. А когда его не стало — к сожалению, он умер еще молодым – чуть старше 50 лет, я освоила профессию водителя. И с удовольствием в течение многих лет управляла автомобилем – добираться-то на дачу как-то надо было самой. Помимо «земных» увлечений есть и еще одна страсть – люблю поэзию и пишу стихи.

.Профессия математик наложила отпечаток на ваш характер?
— Да, безусловно. Эта наука требует точности и систематизации. Я тоже люблю, чтобы везде у меня был порядок – и на уроках, и дома, и на даче.

*За свой многолетний труд Лидия Петровна неоднократно поощрялась грамотами, дипломами и благодарственными письмами, она – отличник народного образования, математик высшей категории.

«В чем же секрет неугасающей молодости этой удивительной женщины?», — подумалось мне после встречи с Лидией Петровной. Внимательно перечитала все вырезки из газет, которые передала мне при встрече юбиляр – в увесистой папке целая жизнь: статьи, фотографии, награждения – то, что по-настоящему ценно. Лидия Петровна находит счастье в повседневном труде и в любимой работе. В жизни она – оптимист, жизнерадостна, молода, открыта всему новому. Эту учительницу не назовешь старушкой-пенсионеркой, скорее, наоборот. Она шагает в ногу со временем, постоянно совершенствуясь. Совсем недавно, чтобы соответствовать уровню современного педагога, она дистанционно отучилась в одном из Московских университетов и получила сертификат о его окончании.

Газета «Находкинский рабочий», сентябрь 2018 г.

Подпишитесь на новые публикации сайта "НАХОДКА. История в фотографиях" по Email

Добавить комментарий