Деревня Лагонешты

Жители деревни Лагонешты, 1957 год.

В 1907-1909 годах, недалеко от того места, где в настоящее время находится ЦМСС (центральная международная спутниковая связь), крестьяне-переселенцы из Бессарабии, Украины, Белоруссии и Эстонии — основали деревню Логанешты.

Надо отметить, что название «Логанешты» на картах встречается в различных вариациях: Лагонешты (так было написано в моём паспорте), Логонешты, Логанешт. В Молдавии, в настоящее врем, есть два села с похожим названием «Логэнешть», что, предположительно, означает голое место, равнину или луг.

Поселение было многонациональным. Из Бессарабии приехали семьи: Калораш, Попеско, Марараш, Мовильян, Лях, Антоха, Попа, Сажень, Казак. Из Белоруссии переселились семьи: Ефименко, Кулеш, Коваль, Мельник, Бутовец, Калушевич. Из Украины — семьи: Верхогляд, Харчук, Емец. Из Эстонии приехали: Вике, Сиби, Оня.

Всем переселенцам выделялось по пятнадцать десятин земли на одну мужскую душу. Место под поля приходилось очищать от вековых зарослей. Орудия труда: мотыги, сохи — не слишком отличались от первобытных.

Переселенцы корчуют лес

Земля же была неплодородной, не очень пригодной для землепашества. Когда переселенцы обосновались на новом месте, то стали сеять лен, чтобы прясть, ткать, шить себе одежду.

Переселенцам предоставлялось много льгот, среди них: освобождение от воинской службы на три года и выделение денежной ссуды на постройку жилья. Если на строительство не было леса, то семье безвозмездно выдавалось двести восемьдесят брёвен и пятьдесят жердей. Надо сказать, что в те времена, на территории нынешнего Приморского края, жить было очень трудно. Закон о выделении строительных средств тем, кто в них нуждался, не очень-то соблюдался. Жили, кто как мог. Кто землянку рыл, кто хатку из глины делал. Те, кто были более зажиточными, строили себе дома покрепче — из дерева.

Жилище первых переселенцев

Самые ранние документы о деревне Логанешты, найденные в архивах краеведами, датируются 1907 годом, когда постановлением Приморского Областного по Крестьянским делам Присутствия от 27 сентября 1907 года, было утверждено «образование отдельного сельского общества под названием Логанешты на 182 душевые доли» (РГИА ДВ, ф.1 о.4 д.2108 л.102).

В архивах сохранились данные 1909 года о семьях, постройках, скотине, экономическом положении жителей селения Логанешты Сучанской волости: 29 семей, мужских душ — 103, женских душ — 68; в хозяйствах имелось 20 колодок пчел, 19 рабочих лошадей, 8 — нерабочих, 12 волов, 14 коров, 16 телят, 5 овец, 23 свиньи; построено 32 жилых дома и 12 нежилых строений; было посеяно: 6 десятин пшеницы (собрано 276 пудов), овса — 1 десятина (собрано 30 пудов), гречихи — 4 десятины (собрано — 270 пудов), картофеля — 3 десятины (собрано — 590 пудов), бобовых — 14 десятин (собрано — 830 пудов), лён в этом году не сеяли; с 20 десятин сенокосных угодий было заготовлено 2700 пудов сена.

Первыми переселенцами, которые в 1907 году основали деревню Логанешты, были молдаване и белорусы, которые относились не очень доброжелательно к прибывшим, в 1909 году, к эстонцам, Поэтому, некоторым из них, пришлось обосноваться не в самой деревне, а рядом, на отшибе. Но трагический случай заставил сплотиться всех односельчан. В этих местах, в начале XX века, свирепствовали китайские бандиты — хунхузы. Однажды, бандиты обратили внимание на стоящую особняком, на окраине деревни, небольшую хату, которая принадлежала семье эстонца по фамилии Оня. Хунхузы ворвались в дом и вырезали всю семью. После этого, жившие на окраине эстонцы, переселились в деревню.
В это время магазинов в Лагонештах не было, лишь одна торговая лавка, принадлежавшая эстонцу — Яну Яновичу Сиби.
Согласно архивным документам, в 1913 году в деревне уже была школа, финансируемая Министерством народного просвещения. Из документа об образовании моего двоюродного деда Сиби Юлия Ивановича (Яновича) видно, что он «с 1912г. по 3 мая 1914г. окончил полный курс обучения в Логанештинском одноклассном приходском училище Ольгинского уезда Приморской области.»

В это время, в Новолитовской волости, было ещё пять школ, в селах: Новолитовское, Душкино, Зембрены, Домашлино, Таудеми. Крестились, венчались и отпевали умерших в Новолитовской и Душкинской церквях. Ближайшее почтово-телеграфное отделение находилось в селе Душкино. Согласно «Списку населенных пунктов Приморской области» (издание типографии Приморского областного Статистического комитета, Владивосток, 1913г.), в «деревне Лаганешты Новолитовской области насчитывалось 48 дворов, населения обоего пола — 208, из них муж. — 113, жен. — 95».

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, всех мужчин призывного возраста забрали на фронт. Мой дед по материнской линии, Вике Юрий Михайлович, вернулся домой с боевой наградой — «Георгиевским крестом». По рассказам деда, он получил эту награду из рук самого «царя-батюшки» — императора Николая II.
В 1915 году, согласно «Списку населенных мест со статистическими данными о каждом поселении» в дер. Логанешты Новолитовской волости Приморской области было уже 70 дворов, всего жителей — 844 человека, из них мужского пола — 458, женского пола -386.

Усилиями переселенцев на новом месте было создано красивое и богатое селение. Крестьяне владели большим хозяйством, табуном лошадей, пасекой. К 1917 году в селении Лагонешты насчитывалось 215 дворов, оно стало самым крупным из всех сёл Новолитовской волости Приморской области (так в документе — «Таблице Всероссийской сельскохозяйственной, поземельной и городской переписи 1917 года»).
Позднее в Лагонештах был создан «крестком» (так люди называли комитеты крестьянской бедноты, подобные современным профсоюзам) для малоимущих. В нём оказывали различную помощь бедным, детей учили читать и писать. В Логанештах была и своя «изба-читальня». Школа была четырехлетней. Поэтому дети из деревни Лагонешты продолжали учебу в семилетней школе деревни Тихангоу.

Из воспоминаний жительницы этой деревни, Курыковой Анастасии, я узнала, кто из детей деревни Логанешты посещал их школу. Это были: Мария Попеско, Алексей Лях, Марараш, Кулеш, Антоха, Попа, Емец, Мовельян, Ефименко, Бутовец, Сиби, Вике.

Трудно было получить профессиональное образование детям переселенцев — первому, родившемуся на новом месте, поколению жителей нашей деревни. В основном, они проходили краткосрочные курсы по месту работы по таким специальностям, как: коневод, полевод, пчеловод, плотник, штукатур-маляр. А те молодые люди, которые на учебу уезжали из деревни в профессиональные учебные заведения села Буденовка (Владимиро-Александровское), городов Сучана (Партизанска) и Владивостока, получали специальности: продавец, токарь, шофер, судокорпусник.

Второе же и третье поколения переселенцев получали образование в техникумах, институтах, университетах.
Из семьи переселенца Ефименко Петра, одна его внучка — Чайковская Эмма, закончила с отличием факультет ядерной физики ДВГУ, а другая внучка — Черепова Светлана — кораблестроительный факультет ДВПИ. Из семьи переселенцев из Бессарабии Попеско Степана, внучка — Семенова Люба — закончила Уссурийский пединститут по специальности химик-биолог, а внучка — Попеско Эмилия, отучившись в Дальрыбвтузе, стала инженером-технологом. Правнучка Попеско Степана, Захарова Диана, закончила Ленинградский университет, получив специальность «химик мирового профиля». В семье Вике Юрия, переселенца из Эстонии, внучка — Египцева Светлана, получила специальность учителя истории в Магаданском пединституте, а правнучка, Бирюкова Людмила — закончила ДВГУ в г. Владивостоке.

Потомки переселенцев деревни Логанешты создали многонациональные браки. Семьи молдаван Попеско, украинцев Харчук, белорусов Ефименко, эстонцев Сиби и Вике, породнились между собой. В эти семьи влились и русские: Поляков, Новокманов, Буров, Новиков, Египцев, Цветков. В семьях было от двух до десяти детей; дети росли трудолюбивыми людьми. Семья Попеско переселилась в Приморье из Бессарабии в 1907 году, а семья Вике — в 1909 году из Эстонии. После коллективизации, жители селения Логанешты, в основном, работали в колхозе.
В 1935 — 1937-х годах, во время репрессий и принудительного выселения людей из мест их постоянного проживания, под выселение из Молдавской ССР (бывшей Бессарабии) попала семья Марараш Василия. На родине у них осталось все нажитое: земля, дом, скот. В деревне Логанешты им пришлось всё начинать «с нуля». В 1939 году Сиби Яну Яновичу, из Логанешты, и Сиби Юлиусу (Вольдемару) Яновичу, из Новолитовска, пришлось уехать с семьями в Сибирь, опасаясь ареста по доносам.

В 1941 году, к началу Великой Отечественной войны, жителей в Лагонештах осталось немного. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками было мобилизовано 34 человека. Вернулись же с фронта только 5 из них. В боях погибли: Антоха Иван, Тимофей, Дмитрий и Семен, Бутовец Василий, Власовы Яков и Григорий, Емец Александр и Николай, Кулеш Алексей и Федор, Мельник Антон и Сергей; Лях Андрей и Дмитрий; Мовильян Петр и Григорий; Марараш Николай и Федор; Попеско Михаил и Василий, Попеско Петр Николаевич, Попа Григорий, Сиби Виктор и Юлиус; Харчук Денис, Василий, Афанасий и Зосим.

В каждой семье погибли от одного до шести человек. Например, только в семье Степана Попеско погибло 6 человек (2 сына и 4 внука), а из семьи Харчук Дениса война забрала 4-х сыновей. Попеско Мария и Харчук Мария не смогли выдержать такой утраты, и, вскоре, ушли из жизни. Многие погибшие воины не имеют своих могил, они остались «без вести пропавшими».
В военные годы, вся помощь взрослым в домашних делах легла на плечи детей и подростков. Они собирали в лесу хворост для растопки печей, ведь заготавливать дрова было некому. Зимой, под снегом, на лугах искали пучки сухой травы — для скота, а в полях — мерзлый картофель — для себя.

В летнее время школьников посылали работать на поля. Дети, в возрасте 8-11 лет, постоянно находились в поисках чего-нибудь съедобного и полезного для семьи. Ранней весной, ребята направлялись к морю, где можно было найти всякую всячину, пригодную в хозяйстве: доски, веревки и прочие мелочи, выброшенные на берег морской волной.
После войны, вдовам трудно было, без мужей, воспитывать сыновей. К примеру, Елизавете Юрьевне Вике, пришлось самой обучать сыновей, которым было от 5 до 8 лет от роду, и мужской работе и женскому делу: строить, запасать дрова на зиму, пахать, ухаживать за землей, за скотом, птицей, доить корову, готовить пищу, охотиться за дичью и многому другому.
Деревня Логанешты просуществовала 60 лет — до 1967 года.


Эмилия Парахина, 1974г.

В паспорте Эмилии Михайловны ПАРАХИНОЙ в графе «национальность» когда-то записали «русская». Хотя на самом деле девочка родилась в семье молдаванина и эстонки. Михаил Степанович ПОПЕСКО в 30-х годах прошлого столетия взял в жены эстонку Ильду Юрьевну ВИКС.

Подобные браки были нормой – ведь женились потомки переселенцев разных национальностей, основавших 1907 году недалеко от Американки деревню Лагонешты.

Поселение просуществовало 60 лет, и казалось, память людская уже навсегда покинула это некогда красивое и богатое место. Но нет, спустя столетие интерес к далекому прошлому Лагонешты возник благодаря краеведам школы №25 и педагогу Светлане Михайловне КУЗОВОВОЙ. Сначала главным консультантом исследователей была старожил деревни Елизавета Юрьевна ВИКС, которая родилась здесь в 1909 году. Так появилась первая книга «Деревня Лагонешты в истории города Находки». А когда Елизавета Юрьевна тяжело заболела, попросила свою племянницу Эмилию ПАРАХИНУ продолжить начатое краеведами дело, ведь книга получила большую популярность среди потомков лагонештцев, и многие из них захотели поделиться своими воспоминаниями.

К сожалению, Е.Ю.Викс скончалась 10 июня 2001 года, не дожив до 92 лет…

Викс Елизавета Юрьевна — старожил деревни Лагонешты

Так Эмилия Михайловна оказалась вовлеченной в захватывающий процесс изучения родословной своей семьи. В результате были изданы еще две книги. Одна в соавторстве с С. КУЗОВОВОЙ, значительно дополненная воспоминаниями и фотографиями. И третья, материалы к которой Эмилия ПАРАХИНА собрала сама, общаясь с многочисленными родственниками, работая в архиве села Владимиро-Александровского. Издать книгу помогли депутат краевого Законодательного собрания Руслан МАНОКОНОВ, предприниматель Александр СТРЕБКОВ и директор ООО «Лотос-Тур» Татьяна ПАВИЛЬОНИС.

DSC06236Работа над изучением истории деревни привела Эмилию Михайловну в клуб «Находкинский родовед», где она не пропускает ни одного заседания. В душе ощущает себя больше молдаванкой, чем эстонкой. Отец был очень подвижным и деятельным человеком, а мама – спокойной и рассудительной. Уехать на родину предков их дочь никогда не хотела: нет там такого бездонного неба, пронзительного воздуха, живых морских просторов, сопок и пейзажей.

— Однажды меня попросили показать детям, отдыхавшим в лагере «Радуга», место, где когда-то была моя родная деревня Лагонешты, – рассказывает Эмилия ПАРАХИНА. – И я подумала – ради тех, кто когда-то сюда приехал, жил, поднимал детей, воевал и погибал на полях сражений, я соберу последние крупинки истории своей малой родины и оставлю их потомкам. Пусть люди не забывают свои корни и понимают, благодаря кому Находка настолько многонациональна.

Деревня Лагонешты в истории г.Находка. кн.2

Деревня Лагонешты в истории г.Находка. кн.3

Подпишитесь на новые публикации сайта "НАХОДКА. История в фотографиях" по Email

Добавить комментарий