ПСРЗ : история предприятия

50-е годы. Начало большого строительства

Датой основания «Приморского завода», по свидетельству многочисленных архивных  источников, является 1-е октября 1957 г.
Именно в этот день вышло Постановление Совнархоза Приморья “Об организации основной деятельности Судоремонтного завода в Находке». Этот документ является историческим — в нем указана точная дата основания предприятия.
29 сентября этого же года утверждено Временное Положение “О введении в частичную эксплуатацию судоремонтного завода в Находке».
Таким образом, с 1-го октября 1957 г. “Приморский завод” начал существовать как самостоятельное промышленное предприятие.
Фактическое строительство завода было начато еще раньше — в начале 50-х годов.
К 1957 году была образована территория и акватория завода, строились объекты: слип на 2 тыс.тонн, достроечная набережная, здание блока механического, корпусно-заготовительного, деревообрабатывающего, докового цехов.

Первый директор предприятия — Степан Николаевич Гейц, работал в этой должности  с 1957 по 1972 год (назначен Приказом Совнархоза Приморья 15 августа 1957 года). В те дни на территории завода не было ни одного служебного или производственного помещения. Под заводоуправление в помещении Рыбснаба была отведена маленькая комнатка, где и обосновал свою “резиденцию” первый директор. Контроль за ведением строительных работ, участие в многочленных комиссиях по приему отдельных объектов — все это входило в компетенцию  С.Н.Гейца.
За свой труд С.Н.Гейц награжден орденом Ленина, орденом “Знак почета”, медалями “За трудовое отличие”, “За трудовую доблесть”, Почетный гражданин города Находка. Память о первом директоре завода бережно сохраняется и поныне: в музее истории собраны  архивные  материалы, подготовлены фотостенды.
В январе 1958 г. на «Приморский завод» пришли первые специалисты — 10 выпускников Дальневосточного мореходного училища. Из новичков были сформированы две бригады. Через некоторое время прибыла «группа поддержки» из Владивостока — рабочие и инженеры Дальзавода. Затем ряды первостроителей стали пополняться новыми квалифицированными кадрами.
Вскоре завод получил от Ленинградского исследовательского института первый заказ, выпущена первая продукция — морские вехи и гидрологические буи.
Весной 1958 года к причалам “Приморского завода” подошло первое большое судно — теплоход “Сталинград”. Инженеры и рабочие «Приморского завода» смогли впервые на практике отработать весь процесс комплексного судоремонта.
До осени 1958 года ПСРЗ выполнял ремонт исключительно надводной части транспортных и рыбопромысловых судов. Заказы поступали от морского пароходства на ремонт судов типа ЛИБЕРТИ, спасателей и промысловых судов рыболовецких предприятий  региона.

6 сентября 1958 г. состоялся первый пробный подъем на слип судна “КОЛЫМА”. Подъем судна прошел успешно и в сентябре 1958 г. слип был принят в эксплуатацию. Это был первый  судоподъемный объект, вступивший в строй на заводе (на фото).
Первый инженер, принявший участие в освоении схемы  управления слипом — Екатерина Михайловна Каела. Она же осуществила первый подъем  парохода “Колыма” на слип. С этого времени на заводе начал производиться комплексный ремонт рыбопромыслового флота.

В 1959 году начата реконструкция производственных мощностей предприятия. В ходе реконструкции были устранены недостатки существующего проекта, изменены теплотрассы, железнодорожные и подкрановые пути. Полностью модернизировано энергоснабжение причальной стенки, обновлено оборудование многих цехов, реконструированы магистрали пресной воды на слипе.
Проведение реконструкции  позволило принимать в ремонт не только мелкие и средние суда, но и крупнотоннажные, такие как  БМРТ, плавбазы.
С введением новых цехов и других объектов совершенствовалась система энергоснабжения завода: в апреле 1959 года принята главная котельная с четырьмя котлами. Мощность котельной была рассчитана на обеспечение теплоэнергией всего завода.

Об этом периоде строительства предприятия написаны поэтические строки:

От бухты угрюмые скалы
Отбросил «Приморский завод».
И созданы нами причалы
На месте дремавших болот.

Как к морю стекаются  реки-
К заводу идут корабли.
И связаны вместе навеки
Ремонтники и рыбаки

Окончен ремонт, и как новый
Со стапелей сейнер сойдет.
Большие, большие уловы
Рыбак, тебе море пошлет!
(Ю.Ганин)

Земляные работы на месте будущего слипа, 50-е годы

Отсыпка причальной стенки будущего завода, 50-е годы

Первый бетонно-растворный узел, 50-е годы

Вместе с заводом идет строительство Находки, 50-е годы

60-е годы. Дальнейшее строительство предприятия

В начале 60-х годов остро стояла проблема телефонизации уже веденных в строй производственных объектов. В 1963 году смонтирована АТС на 300 номеров, а в 1965-м — смонтирована вторая очередь на 300 номеров, и закончен монтаж проектной мощности на 600 номеров.
В связи с ростом производственной программы остро встала проблема нехватки квалифицированных кадров. В эти годы руководство «Приморского завода» начало реализацию программы подготовки молодых специалистов, в ходе которой было организовано ремесленное училище, открыт вечерний техникум для подготовки техников-судоремонтников, в 1970 году — построен комплекс профтехучилища (ГПТУ № 31) на 800 мест. На предприятии стали появляться молодые рабочие и инженеры.
В эти годы новый судоремонтный завод в Находке посещали многочисленные правительственные делегации: в 1967 г. ПСРЗ посетил Председатель Правительства СССР А.Н.Косыгин, в 1968 г. — Министр рыбной промышленности СССР А.А.Ишков.

Министр рыбной промышленности СССР  А.А.Ишков  посетил завод в 1968

Председатель Правительства СССР А. Н. Косыгин посетил завод в 1967

70-80-е годы. Мощная судоремонтная верфь

В 1976 году на базе Приморского судоремонтного завода (ПСРЗ) создано Приморское производственное объединение по ремонту флота — ППСО “Приморремрыбфлот”, в состав которого вошел также Гайдамакский судоремонтный завод. Это было начало расцвета предприятия. Был сформирован трудовой коллектив, способный выполнять самые сложные комплексные ремонты судов. Коллектив завода насчитывал порядка 3 тыс.человек.
Руководство предприятия было вынуждено решать актуальную проблему обустройства семей своих работников.
С этой целью было принято решение строить собственное строительно-монтажное управление (СМУ). Силами СМУ и КПД за 70-80-е годы построены десятки жилых домов и социальных объектов Южного района города: в том числе детские сады, оздоровительный лагерь для детей, профилакторий, Дворец спорта.

80-е годы. ППСО «Приморремрыбфлот»
В 80-х годах «Приморский завод» стал одним из крупнейших судоремонтных заводов России.
Предприятие выполняло ремонт до 100 судов в год. Численность персонала вместе с работниками социальной сферы достигала 6,5 тыс. человек. ППСО “Приморремрыбфлот” стал крупнейшим судоремонтным предприятием рыбной отрасли на Дальнем Востоке России.

Достроечная набережная ПСРЗ, 1970 год

Акватория и причалы ПСРЗ в 70-е годы

Строительство жилого района г.Находка, 70-е годы

Строительство цехов № 2 и 3, 70-е годы

Буксировка судна «Аскольд» после ремонта на ПСРЗ, 70-е годы

Панорама завода, 80-е годы

90-е годы. Акционирование. Проведение реорганизации

28 октября 1992 г. ППСО “Приморремрыбфлот” преобразовано в Акционерное общество открытого типа “Приморремрыбфлот”. Контрольный пакет акций акционерного общества был  распределен среди  трудового  коллектива.

1992-93 гг. — В условиях рыночной экономики АООТ “Приморремрыбфлот” по ряду объективных и субъективных причин не смогло остаться конкурентоспособным по сравнению с другими отечественными и зарубежными судоверфями. В управлении, экономике и финансах развивались кризисные явления. Завод терял имидж устойчивого и стабильного предприятия. Численность персонала сократилась до 3,0 тыс. человек.

1994-95 гг. – начало реорганизации ОАО «Приморский завод». Собрание акционеров в мае 1994 года внесло коренные изменения в устав акционерного общества, изменено название предприятия – с “Приморремрыбфлот” на “Приморский завод”. Заявлено о начале  проведения реорганизации, суть которой – замена прежней “цеховой” системы организации производства как неэффективной в рыночных  условиях и создание на базе традиционных для завода производств дочерних предприятий: “Судоремонтный комплекс-ПЗ”, “Порт Восточные ворота-ПЗ”, “Машиностроительный комплекс-ПЗ” и другие. Тем самым была создана хозяйственная структура нового типа — Корпорация, в состав которой вошли Управляющая компания ОАО “Приморский завод” (Холдинг) и дочерние предприятия.

1996-98 гг.  — 13 апреля 1996 г. годовое Собрание акционеров зафиксировало завершение реорганизации. Основным итогом явилось создание единой многопрофильной Корпорации, стабилизация финансово-экономического положения. Стало возможным говорить об инвестиционной привлекательности предприятия. Целью дальнейшего развития «Приморского завода» провозглашено создание  мощной, развивающейся, конкурентоспособной и управляемой хозяйственной системы, зарабатывающей  прибыль.

26 апреля 1997 г. — годовое Собрание акционеров отметило успешную работу в 1996 финансовом году Холдинга и всех дочерних предприятий. Корпоративный валовый оборот за 1996 г. на 63.2% превысил аналогичный показатель 1995 г. Впервые в истории Акционерного общества была заработана прибыль, достаточная для выплаты дивидендов акционерам. Собрание утвердило дивиденды в размере 1.0 руб. на одну акцию ОАО “Приморский завод”.

1999 г.-2001  гг. — Начало инвестиционной  деятельности.

В 2001 году проведены переговоры с представителями компаний, работающих на Дальневосточном оптовом рынке нефтепродуктов, о строительстве на территории «Приморского завода» нефтебункеровочной базы. В итоге достигнута договоренность о создании предприятия ЗАО “Трансбункер-Находка” с участием “Группы компаний “Трансбункер” и ОАО “Приморский завод”. С вновь созданным предприятием заключен долговременный договор аренды земельного участка ОАО «Приморский завод» площадью около 3 га.

Новейшая история «Приморского завода»

Годовые собрания акционеров 2002-2006 гг. фиксировали поступательное развитие Корпорации, что находило отражение в выплате возрастающих из года в год дивидендов по акциям ОАО «Приморский завод»: с 5.0. руб. на одну акцию в 2002 г. до 10.0 руб. – в 2006 г.
За прошедшие годы произошло много изменений в судьбе нашего предприятия — период приватизации и акционирования, реорганизация.
Сегодня «Приморский завод» — это обновленное предприятие, у него новые традиции и новые принципы  работы, на завод пришло много молодых людей — следующее поколение трудового коллектива. Мы уверены, что усилиями этого поколения рабочих и специалистов “Приморский завод” станет сильным и развивающимся предприятием. Но традиции ПСРЗ всегда будут здесь чтить и помнить. Не зря лозунгом “Приморского завода” является  “Традиция и новизна”.
Дирекция «Приморского завода» активно работает на перспективу. Разработан Генеральный план реализации основных инвестиционных проектов на территории предприятия.

В качестве приоритетных проектов на ближайшие годы определены следующие:
— организация нового судостроительного бизнеса в форме совместного предприятия с зарубежным партнером — на базе блока цехов №2/3;
— расширение производственной территории, модернизация внутризаводской железнодорожной сети и закупка новой погрузо-разгрузочной техники для ЗАО «Порт Восточные ворота – ПЗ»;
— организация различного рода сборочных производств на свободных площадях АБК цеха №2/3.
Пример успешной реализации одного из проектов – создание предприятия ЗАО “Трансбункер-Находка” по бункеровке судов. Остальные инвестиционные проекты начнут реализовываться уже в ближайшие годы.

Спуск на воду плавзавода «Капитан Ефремов», 2011 год.

Судоремонт — основной бизнес завода

ЗАО «Трансбунке — Находка» — успешный инвестпроект

Судостроение — перспектива развития завода

Подпишитесь на новые публикации сайта "НАХОДКА. История в фотографиях" по Email

2 Комментариев для “ПСРЗ : история предприятия”

  1. Какое судостроение!? Там все цеха пустые станки порезали на металлолом или в Китай продали ))) Плюс к этому специалистов судостроителей нету!!!! Все ПТУ закрыты кадров будущих никто не выпускает … Комментарий

Добавить комментарий