Из истории военных аэродромов села Сергеевки

О существовании военных аэродромов на территории села напоминает местами сохранившаяся взлетно-посадочная полоса на полях Южной Сергеевки, разрушенные двухэтажные дома, несколько сохранившихся зданий, где размещались в 40-50-е гг. ХХ века клуб, штаб полка, склады в Южной Сергеевке, разрушенные землянки и капониры на полях, которые местные жители называют Северным аэродромом.

К сожалению, упущено время, когда еще были живы люди, служившие на этих аэродромах. Но вот настал момент, когда я все же решила взяться за историю аэродромов и привлекла к изучению этого материала ученика 8 класса Брябина Дмитрия, который заинтересовался данной темой. После поисков литературы по этой теме, встречи с жителями сел, перепиской с летчиком А.Г. Петровым, который служил на Южном аэродроме в1955-59 гг. нам удалось выяснить, что строительство аэродрома пришлось на трудные для страны 30-е годы.

Фактически с 1931 года начинается формирование военной авиации на Дальнем Востоке довольно быстрыми темпами. На 1 января 1934 г. в составе ВВС МСДВ числилось 36 ТБ-3 и 13 ТБ-1. В этом же году на аэродром Николаевка из Новочеркасска прибыли 22-я и 32-я легкобомбардировочные авиационные эскадрильи, на самолётах Р-5. Это было время создания системы обороны на Дальнем Востоке. В январе 1935 г. Морские Силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот, и, соответственно, Военно-воздушные Силы МСДВ с этого времени стали именоваться Военно-Воздушными Силами Тихоокеанского флота.

Для авиаэскадрилий, прибывших в Николаевку и Романовку, нужны были запасные аэродромы. Одним из таких аэродромов стала Южная Сергеевка, где по нашим расчетам, на основе найденных материалов, в 1937 году началось строительство. В 1938 году на аэродром прибыли первые самолеты. Дополнительно шло строительство Северного аэродрома за Сергеевкой, и взлетно-посадочной полосы на Шайге. Аэродром на Южной Сергеевке, вскоре становится уже не запасным, а основным. Одновременно строится и военный городок, и вскоре сюда прибывают жены офицеров, что подтверждается записями в Домовой книге за 1938 г. Сергеевского сельского совета.

Городок, конечно, громкое название. На основании найденных воспоминаний и сохранившихся фундаментов и зданий, мы можем предполагать что на территории Южной Сергеевки стояло 6 двухэтажных домов-казарм, построенных из кирпича и блоков, несколько двухэтажных деревянных домов, несколько одноэтажных домов офицерского состава, столовая, начальная школа, клуб, стадион, баня, электростанция, санчасть, дома жителей села и отдельно расположенная территория складов. В северной части находилась зенитная часть, охранявшая аэродромы. Ниже села шла грунтовая дорога, а сразу за ней на небольшом расстоянии друг от друга располагались штаб полка и штаб базы.

По воспоминаниям А.Г. Петрова: «взлётно-посадочная полоса в годы войны была грунтовая длиной 800-900 метров. В 1953 году была заменена на полосу из бетонных блоков, но через какое-то время они начали ,,играть”, и в последующем было принято решение залить полотно бетоном. Рядом с аэродромом находилась стоянка самолётов и домики подразделений, К.Д.П (контрольно-диспетчерский пункт) , выше К.Д.П находился склад Г.С.М. Выше аэродрома находилась железная дорога и станция Сергеевка» .

В 1940 году на аэродроме Южная Сергеевка была сформирована 36-я отдельная бомбардировочная авиационная эскадрилья, вооруженная самолетами ДБ-3, вошедшая в состав бригады 16 марта 1942 г. Дальневосточный округ получил директиву №170149 за подписью Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина и начальника Генштаба Б.М. Шапошникова о подготовке к военным действиям против Японии и наступлении в Северном Китае. Этой директивой предписывалось: «…Для действий по Японским островам, командующему ДВФ из состава фронта к 25 марта 1942 г. передать Тихоокеанскому флоту один авиационный дальнебомбардировочный полк, в количестве 30 ДБ-3…»

В соответствии с этой директивой и на основании циркуляра НК ВМФ №164/ш от 24.03.1942 г., 14-й ДБАП 33-й БАД (бывшая 5-я АБ), вооружённый 34 ДБ-3б, из состава 1-й ОКА ВВС ДВФ подлежал передаче Военно-воздушных сил ТОФ. С 29 апреля 1942 г. 14-й ДБАП был принят в состав ВВС ТОФ, с временной дислокацией на аэродромах Унаши и Николаевка (приказ командующего ТОФ №0240 от 09.05.1942 г.). В связи с тем, что в составе ВВС ВМФ уже была авиационная часть с таким номером (14-й ИАП ВВС ТОФ), в июле того же года полк сменил номер на 52-й отдельный дальнебомбардировочный авиационный полк.

С 30 ноября 1943 г., приказами НК ВМФ №0863 от 13.11.1943 г. и командующего ТОФ №0640, 52-й ОДБАП был включён в состав 2-й МТАД, с базированием управления, 2-й и 3-й АЭ на аэродроме Южная Сергеевка. С этого времени полк стал называться 52-м дальнебомбардировочным авиационным полком. С целью расширения зоны действия минно-торпедной авиации на северную часть Японского моря, на основании циркуляра НГШ ВМФ №073 от 20.01.1944 г., с сентября одна эскадрилья полка поочерёдно базировалась на оперативном аэродроме Серафимовка.

С 25 февраля 1945 г., на основании циркуляра НГШ ВМФ №0152 от 30.01.1945 г., 52 ДБАП 2-й МТАД был переименован в 52-й минно-торпедный авиационный полк по штату №030/264.

На основании приказа командующего ТОФ №0141 от 06.04.1945 г., 1-я МТАЭ полка с оперативного аэродрома Серафимовка была возвращена на аэродром Южная Сергеевка.

Полк, встретил начало войны с Японией вооружённым старой авиационной техникой. По состоянию на 9 августа 1945 г. в составе полка, базирующегося на аэродроме Южная Сергеевка, имелось 34 самолёта ДБ-3т (из них 31 – в строю) и 32 экипажа (26 боеготовых). 9 августа 1945 г. 18 ДБ-3т 52-й МТАП выполнили налёт на объекты в порту Сейсин.

В ночь с 9 на 10 августа 1945 г. 18 ДБ-3т 52-го МТАП произвели бомбометание по транспортам в северокорейском порту Расин.

Приказом НК ВМФ №0460 от 26.08.1945 г. «за проявленную отвагу в боях с японскими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину, организованность и героизм личного состава», 52-й МТАП был преобразован в гвардейский. С этого времени он именовался 52-м гвардейским минно-торпедным авиационным полком. Двоим лётчикам полка было присвоено высокое звание Героя Советского Союза: командиру полка майору М.И. Буркину и зам. командира полка майору И.Т. Карпенко. (В 1950-х гг. в полку проходили службу ещё четверо Героев Советского Союза: командиры полка И.Ф. Воронин и В.И. Минаков, минёр полка майор В.А. Бударагин и штурман полка майор Н.Д. Иванов).

После Второй мировой войны 15 декабря 1947 г., на основании циркуляра НГШ ВМС №0036 от 07.10.1947 г., 52-й гв. МТАП был переведён со штата №30/627 на штат 98/205 и передан из 3-й МТАД в состав 89-й МТАД (бывшая 10-я АДПБ- авиационная дивизия пикирующих бомбардировщиков) ВВС ТОФ. Тогда же полк принял в свой состав 1-ю АЭ 33-го АППБ ВВС ТОФ, личный состав которой ранее летал на Пе-2. Его переучили на уже весьма устаревшие к тому времени торпедоносцы ДБ-3 и Ил-4.

К 1950 году 52-й гв. МТАП (минно-торпедный авиационный полк ) получил из 567-го гв. БАП (бомбардировочный авиационный полк) ВВС 5-го ВМФ самолёты Ту-2 и летал на них ещё три года.

К концу 1953 года полк, одним из последних в ВВС ТОФ, переучился с поршневых Ту-2 на реактивные Ил-28. В составе полка имелось три эскадрильи по три звена, вооружённые этими самолётами. С переходом на реактивную технику грунтовую полосу аэродрома Южная Сергеевка устлали бетонными восьмигранными плитами, которые в осеннюю и весеннюю распутицу начинали «играть». В этой связи, весной и осенью 52-му гв. МТАП приходилось выполнять полёты с аэродрома Николаевка, где имелась нормальная бетонная полоса.

Андрей Григорьевич Петров прислал нам из Риги свои воспоминания, и я решила воспроизвести их полностью. Возможно, что найдутся еще очевидцы тех лет, которые сумеют добавить важные сведения в изучение данной темы.

Из воспоминаний А.Г. Петрова:

«Я, Петров Андрей Григорьевич, 1926 года рождения, приехал по службе как морской лётчик в Сергеевку осенью 1955 года с женой и 4 летним сыном.

Наша часть входила в состав соединения, командование которого находилось в Николаевке. Командовал полком Герой Советского Союза подполковник Минаков. Заместитель по политической части – подполковник Малинин, два заместителя по лётной подготовке – Васянович и Исаков.

Наш полк был расквартирован в Сергеевке. Состоял из трёх эскадрилий ИЛ-28 фронтовые бомбардировщики-торпедоносцы. В части была спокойная рабочая обстановка. Лётный состав части выполнял полёты на тогда совсем новом реактивном ИЛ-28.

Военный городок был благоустроен: школа начального обучения, клуб, магазин, стадион, баня санитарная часть, столовая для лётного состава, столовая для срочной службы и конечно жилой фонд для лётного состава и их семей. Всего в жилом городке было 6 двухэтажных домов. Рядом с авиационным городком находились финские домики, в которых жили военнослужащие и их семьи зенитного дивизиона, который прикрывал аэродром и городок с воздуха.

Кроме того были и другие спецслужбы которые обеспечивали жизнь и работу авиационной части. Аэродром располагался по долине реки Сучан. Полоса для взлёта и посадки самолётов была 2 км. Состояла из основной бетонной полосы и металлической – из металлических сборных полос.

У реки располагались домики эскадрилий и ремонта самолётов. Рядом располагалась стоянка самолётов, где проходила грунтовая дорога из Сергеевки в Находку. Всего в гарнизоне было около 2000 человек.

По прибытии с жильём не определились, и мы жили в железнодорожном домике на станции Сергеевка. Очень добрая и отзывчивая была семья железнодорожников. В гарнизоне в городке в каждой комнате жила семья. В квартире могли жить две иногда и три семьи.

Транспорт, который обеспечивал нас, – это была железная дорога. Один раз в сутки ходил поезд из 4-5 вагонов. Матросы и офицеры, завершившие службу в гарнизоне, заказывали прощальный гудок паровоза.

Автотранспорт ходил по грунтовой дороге вдоль реки Сучан. Для этой дороги нужны были машины только с повышенной проходимостью. В основном это были студебекеры.

В выходные дни в летнее время при соответствующей погоде большинство семей отправлялось на отдых на речку купаться. Женщины стирали белье, мужчины рыбачили. В выходные дни большинство мероприятий проходили на стадионе и в клубе. В вечернее время кино, выступления самодеятельности, танцы.

Хорошо работал женсовет, который много внимания уделял работе с семьями. Осенью 1959 года меня по службе перевели из Сергеевки в Калининградскую область город Светлогорск – это на самом западе России».

С 1 июля 1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР», на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/13030 от 27.03.1960 г., 52-й гв. МТАП на аэродроме Южная Сергеевка был расформирован.

Вот так, практически не имея никакого изначального материала, мы сумели воссоздать часть истории нашего села, ведь история военного городка была тесно связана и с историей села. Мы впервые узнали о том, что и в нашем селе жили люди, которые имели высшую государственную награду – звание Героя Советского Союза. Перед нами появилась новая задача, найти материал об этих людях, выяснить, как сложилась их судьба после того, как они уехали, вернее убыли для дальнейшего продолжения военной службы.

Мальчишки, которые ухаживают за памятниками летчикам, погибшим во время выполнения служебного долга на территории нашего села решили начать сбор материалов об этих экипажах. Я думаю, что нам удастся восстановить и эту страничку истории села.

Перечень использованной литературы и источников

1. Левшов П.В., Болтенков Д.Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. – СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. – 768 с.
2. А.Г. Петров. Воспоминания о службе в 52 гвардейском отдельном дальнебомбардировочном авиационном полку. Архив музея МКОУ СОШ с. Сергеевка. Раздел XII. № 109.
3. http://www.airaces.ru/stati/52-jj-gvardejjskijj-minno-torpednyjj-aviacionnyjj-polk.html
4. http://www.airaces.ru/stati/morskaya-aviaciya-tikhookeanskogo-flota-do-vtorojj-mirovojj.html
5. http://www.airaces.ru/stati/52-jj-gvardejjskijj-minno-torpednyjj-aviacionnyjj-polk.html

Пузыревская Ольга Никитична

Газета «Золотая Долина», № 14 (8064), 27 февраля 2018 г.