Порт Восточный

В мае 1860 г. был издан приказ командира Сибирской флотилии назначивший в непосредственное распоряжение Василия Матвеевича Бабкина шхуну «Восток» и поручивший «…сделать подробную морскую опись всего побережья от гаваней Ольги и Владимира до корейской границы».
Работа экспедиции под руководством В.М.Бабкина началась с крупнейших открытий. На карту легли бухты Евстафия, Валентина, Преображения, Успения, Козьмина. Свои исследования экспедиция закончила в заливе Америка. Здесь гидрографов ждал приятный сюрприз: 22 августа они открыли бухту Врангеля. В своем рапорте подполковник корпуса флотских штурманов В.М.Бабкин пишет: «За этим мысом (м. Поворотный) берег вдруг заворачивается к северу и образует залив Америка, в котором… найден превосходный рейд Врангеля, названный мною в честь Бернгарда Васильевича, бывшего моего многоуважаемого начальника».Так на карте появилось новое имя — бухта Врангеля.


Прошли десятилетия на живописных берегах б.Врангеля, где сопки вплотную подступали к морю по всей излучине, стояло несколько десятков изб, в которых жило местное население.

В 1956г. были достигнуты государственные соглашения о товарообороте и платежах между Японией и Советским Союзом, в том же году был подписан Протокол о развитии торговли и торговом мореплавании, а в 1966 был создан советско-японский Экономический совет.
Конкретная идея строительства нового порта возникла в ходе работы третьего заседания Совета, где с Советской стороны был выдвинут план строительства нового морского порта в бухте Врангеля.По сравнению с Находкой, б.Врангеля имеет достаточную площадь, и здесь не будет никаких ограничений при построении наземных сооружений. А это очень важно при планировании нового порта.
Зимой 1968 г. на берег бухты высадились изыскатели Дальневосточного филиала научно-исследовательского института «Союзморпроект» с целью доказать возможность строительства здесь морского порта.

Согласно распоряжения Правительства, в августе 1970 г. на берегу бухты Врангеля состоялась «первая планерка» представителей треста ДМГС и НМТП, на которой шла речь о начале строительства нового порта или как тогда считалось — четвертого грузового района торгового порта Находка.
Первыми на берега бухты пришли землеустроители, геодезисты, техника управления механизации треста ДМГС, а в акватории бухты дноуглубительные работы проводил земснаряд «Зея» — » Дальтехфлота».

19 ноября 1970 г. в бухте Врангеля раздался первый мощный взрыв, известивший о начале строительстве нового торгового порта. В декабре 1970 г. на строительство порта прибыл первый комсомольско-молодежный десант из г. Одессы. Среди прибывших были Александр Раппопорт, Геннадий Довнер, Вадим Забутский, Юрий Малак, Тоня Карабин, Виктор Долгов, Михаил Андрющенко, Валерий Кузнецов и другие, всего тридцать два человека. Общежитием для них стал т/х «Приморье.

17 апреля 1971 г. сооружение нового глубоководного порта на Дальнем Востоке объявлено Всесоюзной Ударной Комсомольской Стройкой.
Добровольцы ехали на берега бухты Врангеля со всего Советского Союза. В рядах первостроителей трудились представители 20 с лишним национальностей.
Было весьма заманчиво принять участие в строительстве самого глубоководного, самого механизированного, самого крупного порта. «Люди едут и едут, уволенные в запас солдаты и умудренные жизнью отцы семейства, трезвые практики и восторженные вчерашние школьники, умелые и совсем еще сырые», так пишут газеты в статьях посвященных строительству Восточного.
Письма от желающих строить новый порт на Дальнем Востоке страны приходили в трест ДМГС мешками. Сотни юношей и девушек,
ставших гордостью Всесоюзной ударной комсомольской стройки(ВУКС) нашли свое призвание в простых будничных делах и заботах. Они рыли котлованы, прокладывали трубы и кабели, выкладывали стены зданий и строили дороги. Их имена золотой россыпью внесены в летопись строительства порта: Голинько Иван и Александра, Бесчастные Владимир и Валентина, Старостины Матвей и Маргарита, Зенькович Анатолий и Татьяна, Козловы Валерий и Валентина, Цмыг Григорий и Валентина, Дворянкины Валерий и Вера, Мусины Нурислам и Валентина, Скасырские Анатолий и Люба, Вороновы Василий и Анна, Руссу Михаил и Александра, Алексеенко Александр и Татьяна, Кислые Анатолий и Валентина, Жаворонкова Надежда, Строев Анатолий, Карева Людмила, Мещерякова Любовь, Смилая Вера, Булатов Геннадий, Малак Галина и многие многие другие.
Они с гордостью выбирали имя будущему порту-гиганту: Баневур — в честь комсомольца-героя Гражданской войны, Фадеевск — в честь писателя, Приморск — потому что у моря, Восточный — потому что на востоке страны.

 

В декабре 1973г все, кто имел отношение к Восточному Порту, готовились в сдаче пока единственного причала №11. Готовились к этому событию и портовики Находки, выбирая по итогам соревнования, лучшую бригаду докеров-механизаторов, которая будет удостоена права участвовать в погрузке первого теплохода в Восточном.
Крайком и Горком комсомола решил послать комсомольско-молодежную бригаду №830 «им.50-летия ВЛКСМ». В составе которой были: Владимир Пылов, Михаил Шайхиев, Николай Мичурин, Анатолий Халяпкин, Валерий Вологдин, Николай Морозов, Анатолий Мезинов, Александр Игнатьев, Владимир Козырев, Николай Горев, Николай Мельников, Тарас Оленкевич, Владимир Грачев, Петр Ларионов, Сергей Шмайло, Анатолий Ковалев.
Утро 27 декабря пришло с крепким, перехватывающим дыхание, морозом и сильным пронизывающим ветром. Но это не омрачило праздник. К началу митинга на причале многолюдно, здесь собрались строители, портовики, моряки. Настроение у всех приподнятое: радостные улыбки на лицах, сияющие глаза. То там, то здесь, слышен смех, добрые шутки, подтрунивания. Ведь сегодня у всех настоящий большой праздник-день открытия первого причала порта-гиганта. И вот в шпалу железнодорожной ветки вбивают «Серебряный» костыль, разрезают ленту перед тепловозом, пришедшим с составом леса. Далее за дело берется бригада докеров бригадира Тараса Оленкевича.
К первому стропу, прикреплены транспаранты со словами «1 строп» и «С рождением, Восточный!».
И вот уже крановщик Петр Ларионов, четкими выверенными движениями несет над причалом этот первый строп, в трюм теплохода «Шадринск», первого теплохода, который грузится в новом порту.
Порт живет, порт работает, порт продолжает строиться.Плавучими общежитиям для портовиков становится теплоход «Крильон», а затем «Смольный».

Теплоход «Шадринск»

Отшумел праздник, и вновь начались трудовые будни. У строителей свой фронт работ, который необходимо выполнить,ведь к единственному причалу уже идут корабли с грузами из разных стран.
28 февраля 1974 г. приказом ММФ № 36 порту присвоено название Морской торговый порт «Восточный Порт», он включен в «Перечень важнейших морских портов, перерабатывающих экспортно-импортные грузы», как порт первой категории.С этого дня порт в бухте Врангеля, получив свой официальный документ о рождении, занесен во все лоции и отмечен на судоходных картах мира.
Весь летне-осенний период 1974 г., портовики помимо основной работы, выходят на субботники по строительству общежитий для сотрудников порта, а также будущего Щепового комплекса, на месте которого пока громадная яма и везде непролазная размокшая глина.Декабрь 1975 г. Вступил в строй щеповой комплекс, оснащенный промышленным телевидением и самой современной перегрузочной установкой.

Май 1976 г. Вступил в строй контейнерный терминал в комплексе с информационно-вычислительным центром. Годовая пропускная способность тогда составляла 70 тысяч контейнеров международного стандарта в год.

1977 г. За год сданы в эксплуатацию в пос. Первостроителей первый детский сад, Дом культуры, спортивный зал.
Декабрь 1977 г. Завершено строительство первого жилого дома в поселке Береговой, заложены новые многоквартирные жилые дома.Декабрь 1978 г. Сдана в эксплуатацию первая очередь Восточного порта, в том числе смонтирован, опробован под нагрузкой и подготовлен к эксплуатации сложнейший Угольный комплекс.
Строительство Угольного комплекса в Восточном Порту являлось одним из самых крупных и самых важных пусковых объектов.
Техника для возведения этого комплекса своевременно прибывала из Японии.
Днем и ночью ни на миг не останавливаясь шло моноличение мощного железобетонного бункера вагоноопрокидывателя уходящего на двадцать два метра в глубину-это с восьмиэтажный дом. На днище 18.000 тонн арматуры, ежедневно укладывалось по 1400кубометров бетона. Нескончаемым потоком шли из Находки с бетоном машины, и лишь ненадолго, сменяя друг друга, круглосуточно трудились люди.

Первым теплоходом у причала ППК-3 пришвартовался теплоход «Константин Петровский».Сейчас к Угольному пирсу могут подходить одновременно два судна водоизмещением 50тыс. тонн или одно 150 тыс. тонн. Склад способен принять на хранение до одного миллиона тонн угля восьми — марок- это двенадцатиметровая гора в несколько сот метров длинной.

Теплоход «Константин Петровский» у угольного комплекса

Одновременно со строительством порта строится, растет и развивается припортовый поселок. В поселке Первостроителей построены благоустроенные пятиэтажные общежития для молодежи и дома для семейных, магазины, опорный пункт милиции. Открылся медпункт, выделено помещение под детскую консультацию, сдана столовая, Дом быта, в котором были парикмахерские и ателье, пункт проката.
Практически одновременно начали строить детский садик, школу, Дом Культуры, спортзал. Их и сдавали в эксплуатацию так же один за другим.
В 1977 г была сдана в эксплуатацию средняя школа № 1 (в последствии ставшая школой №18).
В феврале 1978 г. вступил в строй Дом Культуры, а чуть позже в этом же году спортзал. Начал застраиваться и поселок Береговой.

Строительство жилья

Продолжается модернизация уже построенных комплексов и служб, вводятся в эксплуатацию новые. Большое внимание уделяется угольному комплексу.20 октября 1999 г. впервые в Восточный порт зашло судно дедвейтом 150 000 тонн. Его длина — 273 метра, ширина — 43 метра и высота борта 24 метра.
Теплоход «Lady Kadoorie» прибыл в порт для погрузки углем. В девять трюмов судна было погружено 123 263 тонн угля, предназначенного на экспорт в страны Тихоокеанского региона.

Теплоход «Lady Kadoorie»

24 октября 2000 г. В Восточный порт прибыло судно «Капитан Сергиевский», которое положило начало новой контейнерной линии Восточный — Шанхай — Восточный.

Судно «капитан Сергиевский»

Сентябрь 2002 г. ОАО «Восточный Порт» посетила иностранная делегация, в которую вошли представители компаний «Сахалин
Энеджи», «Аруп», «Акер Квернер Технолоджи»и ряда других, занимающихся нефтегазовыми разработками на Сахалинском шельфе. Цель визита иностранных гостей — выбор места под строительство сухого дока, где впоследствии будут смонтированы железобетонные основания для нефтедобывающих платформ.

Сухой док

14-го июня 2005 г. в Сухом доке, расположенном на территории Восточного Порта, началась буксировка первого бетонного основания Лун-А.
Операция по установке объекта длилась около четырех суток. Сооружение общим весом 103 тысячи тонн установлено на морском дне сахалинского шельфа, на глубине 48 метров, и будет удерживаться на месте благодаря собственной массе. Летом будущего года на основание будет установлено верхнее строение платформы.

Порт живет, порт работает, порт продолжает строиться…

Метки:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *