От грузотакси до автобуса

Автобус в Находке давно стал привычным каждодневным явлением, самым народным средством передвижения. И если полвека назад у только что образованного самостоятельного предприятия было 18 автобусов, перевозивших в год миллион человек, то ныне автотранспортное хозяйство насчитывает более ста машин, в последние годы обслуживающих более 14 миллионов пассажиров. За десятилетия менялись марки и количество автобусов, по мере строительства новых микрорайонов разрасталась маршрутная сеть…

А начиналось все задолго до 1961 года. 9 сентября 1944 года Находка стала самостоятельной административной единицей, получила статус рабочего поселка. Строились торговый порт и другие объекты, уже проложили дорогу до мыса Астафьева. Однако пассажирского движения для гражданского населения как такового не существовало: город возводили в основном политические заключенные. Они жили в лагерях, ходили на работу под конвоем, а вольнонаемные и военные пользовались служебным транспортом.

Автотранспортную контору, созданную в 1945 году, в послевоенные годы возглавляли офицеры, предприятие состояло из американских грузовых «Студебеккеров». Но по мере прибавления гражданского населения возникла потребность и в его перевозках.

В 1949 году в Находке проживало 28 200 человек. С начала этого года появился первый пассажирский транспорт: так называемые грузотакси с «шашечками» на боку. Это были переоборудованные грузовики: на каждом установили будку, в кузове – лавочки, а с заднего борта крепилась металлическая трехступенчатая лесенка.

Районный исполнительный комитет утвердил два маршрута: «РИК – Рыбстрой» и «РИК – Автобаза ДС». Для нынешних горожан их названия ни о чем не говорят, и лишь старожилы знают, что РИК — районный исполнительный комитет Совета народных депутатов, нынешняя остановка «Центральная площадь». Трест «Рыбстрой» – подразделение народного комиссариата пищевой промышленности (куда входила рыбная отрасль). Его контора и поселок Рыбак располагались в нынешнем втором Южном микрорайоне. «Автобаза ДС» –автобаза Дальстроя НКВД, который силами политзаключенных с 1939 года строил торговый порт и другие предприятия Находки.

На маршруте «РИК – Рыбстрой» проезд до «Пятачка» (ул. Ленинская) в те времена стоил 70 копеек; до 44-го участка (ул. Заводская) – рубль; до второго участка (ул. Гагарина) – два рубля и на «Рыбстрой» («Рыбак») — два рубля 30 копеек. На маршруте «РИК – Автобаза ДС» до железнодорожной станции Каменка (ныне Бархатная) можно было доехать за 50 копеек (по советским меркам пятак, до автобазы (станция Находка) – за рубль.

Эти интересные сведения о стоимости проезда – из информации, собранной научным сотрудником музейно-выставочного центра Раисой Паутовой. Она сообщила еще одну интересную деталь, свидетельствующую о воплощении в жизнь лозунга «Все лучшее – детям»: в сентябре 1949 г. было принято решение РИК «О подвозе учащихся в школу № 8 (Падь Ободная) и в школу № 4 (административный городок) на специально оборудованных машинах с опытными шоферами».

В 1953 году директор автотранспортной конторы Алексей Михайлович Клюев самолично принял во Владивостоке два автобуса ЗИС-155 и перегнал один из них в Находку, настолько значимым было событие. С тех пор в молодом городе появился первый пассажирский массовый транспорт, поскольку грузотакси многим было не по карману.

Директор автотранспортной конторы Алексей Клюев (слева) участвует в перегоне первых пассажирских автобусов. Фото из архива семьи Клюевых.

Согласитесь, два автобуса – маловато для города, который был образован тремя годами раньше. Мест не хватало, и большинство желающих добраться до нужного места по-прежнему шли по обочине, в пыли. Ловили попутку, молодые заскакивали в кузов на ходу, и уже с трудом взбирались в него по одному из колес женщины и пожилые люди. Комфортабельная по тем временам машина стала первой ласточкой пассажирских перевозок. Жить стало легче и веселее, хотя на остановках в часы пик средство передвижения штурмовали с боем и втискивались в него до отказа.

Достижение отечественного автомобилестроения пассажиров впечатляло: салон номинально вмещал 52 пассажира, из которых 28 человек могли ехать сидя. И 1 Мая, в день Международной солидарности трудящихся, началось регулярное автобусное движение от поселка моряков до Пади Ободной, поскольку к этому моменту там сдали в эксплуатацию 16 двухэтажных жилых домов, расположенных вдоль дороги.

Находка стремительно развивалась. Уже в следующем году построены Дом культуры рыбников и детская музыкальная школа №1. Открылась первая городская библиотека. Началось строительство Дворца культуры моряков и кинотеатра “Строитель” (“Буревестник”). Город стал расширять свою территорию на юго-запад. Пассажиропоток увеличивался, и на линии вышли еще пять автобусов и шесть грузотакси.

Все дороги в Находке в те времена были грунтовыми. Строительство автомагистрали трест ДМС начал только в 1958 году, пришлось разрабатывать сотни тысяч кубометров грунта, взрывать скальные породы. Первое дорожное полотно прокладывалось от станции Бархатная до центральной площади. Потом – до Тихоокеанской. Был всего один асфальтоукладчик, и работали строители в три смены.

15 января 1959 года на заседании исполнительного комитета Находкинского городского Совета депутатов трудящихся решили создать «автотранспортную контору грузового автомобильного транспорта с количеством 162 автомобиля с подчинением Приморскому автотресту». Понадобилось еще два года, чтобы пассажирские перевозки отделились от грузового транспорта.

Между тем уже до этого они вышли на междугородний уровень. 4 февраля 1961 г. «Находкинский рабочий» сообщил: «1 февраля вступила в строй новая автобусная линия между Находкой и Владивостоком. Теперь находкинцы могут выехать в краевой центр поездом, морским трамваем и автобусом, а скоро вступит в строй и вертолетная линия». Первым водителем на этом маршруте был Виктор Павлович Кураков. Не правда ли, с тех пор разные способы сообщений между двумя городами пробовались, но самым постоянным, регулярным и доступным по времени в течение дня по-прежнему остается автобус.

В начале 1961 года готовится создание нового предприятия, о чем свидетельствует много раз повторяющееся объявление в городской газете: «Находкинской автотранспортной конторе на постоянную работу требуются шоферы I и II классов для работы на автобусах, автослесари 4-7 разрядов. Об условиях справляться по адресу: г. Находка, Транзитка, городская автотранспортная контора, с 9 до 13 часов ежедневно». Кадры набрали, и на основании приказа по Приморскому автотранспортному тресту № 97 от 08.04.1961 г. организовано Находкинское пассажирское автотранспортное хозяйство, в которое перешли 15 такси и 30 автобусов. Персонал насчитывал 150 человек, а первым директором стал Борис Иванович Хавронин.

Это был героический год для всей страны, отмеченный событием мирового значения. Полет Гагарина в космос окрылил тогда всех советских людей. В том году, кстати, в Находке насчитывалось три кинотеатра, 115 магазинов, 113 точек общественного питания (буфетов, кафе и ресторанов) – было куда ездить. Во второй половине 60-х годов Находка расширяет свои границы в сторону юга. В 1965 г. СМУ ПСРЗ уже построило семь жилых домов. Строительство рассчитано на две очереди, предполагается, это будет самый красивый микрорайон. На улицах Гагарина и Верхне-Морской также стоят уже 11 домов, справляют новоселье и на улице Горького. Автобусов по-прежнему не хватает, тем не менее их количество за пять лет увеличилось более чем в три раза.

15 сентября 1966 г. на базе существовавшего было создано самостоятельное хозрасчетное предприятие – Находкинский автобусный парк с количеством машин около 100 единиц и коллективом в 400 человек. Ремонтно-профилактическое обслуживание техники ведется в небольших помещениях под открытым небом. Служба эксплуатации ютилась в деревянной диспетчерской. Вокруг и внутри предприятия, как и на дорогах Находки, в теплое время царила распутица.

С 21 ноября 1967 г. с целью создания специализированного предприятия, улучшения качества обслуживания населения города и его пригорода в маршрутных и заказных перевозках предприятие было реорганизовано в Находкинское пассажирское автотранспортное предприятие № 1. Это наименование, но без нумерации, сохраняется по сей день. С 1976 по 1994 годы сданы в эксплуатацию два жилых дома, детский комбинат. На территории предприятия появились производственные здания для ремонта техники, открыты столовая, медицинский пункт, профилакторий и спортзал.

До 1993 г. АТП-1 находилось в ведении Дальневосточного транспортного управления, затем управления «Приморавтотранс». Распоряжением главы администрации г. Находки № 39 от 22.01.93 г. предприятие перешло в муниципальную собственность и стало именоваться муниципальным пассажирским АТП-1. За 1994-1995 годы администрация города закупила для предприятия 13 автобусов из Венгрии и 30 – из Южной Кореи. В 2002 году предприятие стало коммерческим. Но это уже страницы другой, самостоятельной истории.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *