НСРЗ — Находкинский судоремонтный завод

1986 год. НСРЗ. Автор:А.А.Ештокин

Находкинский судоремонтный завод (НСРЗ) — исторически одно из первых в городе предприятий, основанных в начале 50-х годов прошлого века.
За все годы работы завод пережил приватизацию и уцелел в ней, устоял в нескольких попытках рейдерских атак.

Между этими снимками – 32 года. Летом 1946 года в деревянном  бараке среди травяного распадка (примерно там, где позже было Вьетнамское торгпредство) временно ютилось заводоуправление будущего Находкинского судоремонтного завода.

Строительство судоремонтного предприятия началось в 1948 году, когда был сформирован объект № 106 по строительству судоремонтного завода в бухте Находка.

На панорамном снимке из фондов Музейно-выставочного центра видно, что здесь была пустынная падь, в её верхней трети (сегодня – по ул. Нахимовской) уже стояла группа двухквартирных домов, в нижней трети по той же стороне стояли под склоном старая деревянная и четыре новых «двухэтажки» на два подъезда каждая.
Ещё ниже, на побережье, несколько первых построек теснились в нынешнем районе пожарной части, а в сторону Ленинской, на месте Находкинского проспекта был ещё нетронутый гребень сопки с пешей тропой.

По берегу сопку огибала пустынная грунтовая дорога (железной ещё не было).

20 июня 1951 г. Министр Морского флота СССР издал приказ «Об  организации докового участка на строящемся заводе №4 в бухте «Находка». Этот день считается днем рождения завода.

В июле 1951 г. из Калининграда приведен плавучий док грузоподъемностью 4000 тонн. Доковую команду возглавлял Родик В.А. Его имя увековечено на одном из судов, построенных на заводе.

Производственный персонал завода состоял из 20 квалифицированных  рабочих и специалистов, посланцев многих городов страны. Среди них Вакулин В.М., Брызгалин М.С., Бушуев В.М., Чеботарев П.С., Гомзяков Г.Е.

В сентябре 1951 г. прибыла группа молодых рабочих, выпускников ремесленных училищ из Барнаула, Ижевска, Красноярска. В основном это были дети войны, потерявшие родителей.

Заботу об их бытовых условиях и воспитании взял на себя 1-й  воспитатель, а затем и первый комсорг завода Шлык П.Г.

Назначенный в декабре 1951 года директором завода Сипягин А.Ф. был  начинателем замечательных заводских традиций — высокого профессионализма и внимания к людям.

В 1952 г. на завод прибыла первая группа выпускников  Владивостокского Высшего Мореходного училища. Это были Орлов В.В., Титков И.Д., Бондаренко Ю.В., Малаховский В.И., Пасхальский И.А., Гулько В.Н.,
Они сразу возглавили самые трудные участки, став мастерами,  технологами, прорабами. Прибывали на завод новые партии специалистов из многих городов, в том числе своих лучших специалистов направил Владивостокский судоремонтный завод. Это были Балашов Б.В., Кутиков В.Н., Тихоненко М.М., Троценко Ф.М., Черномор А.К., Волошин И.С., Завьялов Н.В., Рубцов С.Т.

В июле 1952 г. был проведен первый воскресник. Весь коллектив  завода вышел на благоустройство своего жилого поселка. Были высажены первые деревья, сооружены тротуары, первая волейбольная площадка.

В период с 1953 по 1955 г.г. были введены в строй основные цеха,  которые пополнялись новыми станками, увеличивалась численность работников, осваивались новые виды судоремонта.

В 1958 г. в бухте «Отрада» открыт детский лагерь отдыха «Волна».  Построено новое здание заводоуправления.

Новое здание заводоуправления

Закончено строительство докового пирса. Первое судно в ремонте — п\х «Каяк».

1962г. — Сдан в эксплуатацию слип г/п 2500т и поднято первое судно  — п/х “Алчевск”.

В 1965 г. получен новый док грузоподъемностью 25000 тонн японской  постройки.

В 1968 г. было создано первое садоводческое товарищество  «Восход».
Спортсмены завода под руководством Леонида Брандта построили яхту  «Гренада», на которой совершили 600-мильный поход вдоль побережья Приморья.

На заводе впервые было начато соревнование по профессиям. Были  учреждены звания: «Почетный ветеран труда», «Мастер Золотые Руки», «Лучший молодой рабочий».

С 1971 г. под руководством талантливого строителя Н.М.Шарыги было  освоено строительство жилых домов хозяйственным способом. За 18 лет построено 13 домов.

В 70-х годах на НСРЗ занялись судостроением и освоили выпуск серии морских пассажирских теплоходов типа «Владимир ПУКАЛО».

Вот один из этих теплоходов — «Яков СИНЯКИН» — ожидает  торжественного спуска на воду. 1978 год, 60-летие Ленинского комсомола…

С 1973 по 1995 г. на заводе были построены 27 судов типа «Находкинский рабочий», 19 самоходных плашкоутов, 25 буксиров, 50  лихтеров. 11 судам присвоены имена ветеранов завода.

После серии «Находкинский рабочий» завод наладил выпуск  небольших пассажирских катеров типа «Михаил Варакин». Серия строилась с 1975 года.

15 сентября 1992 г. Находкинский судоремонтный завод преобразован  в акционерное общество.

Были в истории завода и спады, и взлеты, но ему удалось не только  пережить все кризисы, но и вписаться в новые экономические реалии.

Во времена забвения судостроения НСРЗ смог оперативно  модернизировать направление производства металлоконструкций и принять активное участие в строительстве объектов саммита АТЭС и других проектах по развитию ДВФО — на том пережили времена упадка.

В портфеле реализованных заказов – крупнейшие отраслевые проекты. В числе первых – два судна понтонного типа «Катя» и «Стёпа», которые  были построены по заказу ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (в то время она возводила мостовой переход через бухту Золотой Рог для форума АТЭС-2012).
На НСРЗ вспоминают, что в то время это был самый масштабный  судостроительный проект с начала перестройки в Приморье.

Суда были предназначены для перевозки крупногабаритных металлоконструкций для моста через бухту Золотой Рог.

НСРЗ так же собрал и сами конструкции для моста, всего 51 укрупненная панель, общим весом – 12,5 тыс. тонн.

В июле 2012 года на НСРЗ завершили ещё один судостроительный  проект. По заказу ООО «Восточный нефтехимический терминал» был создан плавучий причал длиной 70 м, шириной 22 м и весом 320 тонн. Четыре месяца над созданием плавпричала трудились около 50 корпусников, сварщиков, сборщиков и монтажников.

Новый причал отбуксировали в порт Восточный. Ввод его в эксплуатацию позволил заказчику значительно нарастить объёмы перевалки нефтепродуктов, так как на разгрузку в порт могут заходить крупнотоннажные танкеры с осадкой до 11м.

Самоходная баржа «Гранд-555» типа «Славянка» стала следующим  судостроительным заказом. Такие суда в цехах НСРЗ строились с 70-х годов прошлого века. Однако для выполнения заказа ЗАО «Чукотская торговая компания» проект был усовершенствован. В результате заказчик получил современный добротный корабль, способный работать как на море, так и на реках.

Следующий судостроительный проект вывел НСРЗ на новый уровень. В  2012 году на дальневосточном заводе «Звезда» был заложен танкер «Сахалин».
Корабль по заказу ОАО «ДЦСС» строился для ОАО «Роснефть». Но из-за большой загруженности «Звезды» строительство было  перенесено на находкинский судоремонтный завод. Предназначение судна – приём, перевозка и выдача до четырёх сортов нефтепродуктов. Танкер дедвейтом около 3100 тонн соответствует новым международным требованиям, он способен работать в ледовой обстановке с  повышенным классом экологической безопасности и автоматизации, оснащен самым современным оборудованием.

Никогда прежде в Находке, да и во всём Приморье, суда такого класса и водоизмещения не строились. Для такого крупного и нового для завода проекта специалисты НСРЗ проходили обучение в Польше и Китае, где судостроение занимает лидирующие позиции в экономике.

В день спуска танкера на слипе НСРЗ было многолюдно. Большое количество гостей и заводчан пришли посмотреть на это событие. Приехали поучаствовать в торжественном действе бывший в то время губернатором Приморья Владимир Миклушевский, митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин.

После того как утихли речи, и бутылка с шампанским была разбита о борт корабля, «Сахалин» стал спускаться на воду по стапелям.По традиции разбивает бутылку о борт корабля женщина, которая считается «крестной матерью» судна. «Матерью» танкера «Роснефть Сахалин» была выбрана Ольга Моисеенко, которая является  ведущим бухгалтером судоремонтного завода.

Кроме судостроения НСРЗ активно занимался и судоремонтом,  делая упор на доковый ремонт для осуществления которого на предприятии имеется ДОК и СЛИП.

Кроме того, завод занимается изготовлением металлоконструкций. Это  могут быть резервуары, корпуса судов, трубопроводы, металлоконструкции из нержавеющей стали, баржи, трубошпунтовые сваи, мостовые краны, мостовые конструкции, модульные блоки и другая продукция…

Так, американская компания Fluor, в рамках освоения месторождения  проекта Сахалин-1, подписала контракт с ПАО «НСРЗ». Находкинский завод в 2015 году построил 19 резервуаров объемом 186 м3 для хранения нефтепродуктов.

С 2014 по 2016 годы было выполнено изготовление и сборка  мостовых кранов, по заказу всемирно известной финской компании «KONE CRANES», которые строят для новой судоверфи ОАО «Звезда» в Большом Камне.
Всего за два года было изготовлено 14 кранов грузоподъёмностью от 20 до 180 тонн.

А в это время планомерно прекращали деятельность сперва Владивостокский СРЗ, затем Первомайский, Славянский и, наконец, Дальзавод — не говоря о более мелких оборонных «номерных» заводах во Владивостоке и по всему побережью. Остались в строю
большекаменская «Звезда» благодаря поддержке государства да худо-бедно работающий находкинский «Приморский завод» с небольшим подразделением СК ПЗ.
Остальные судоремонтные предприятия были развалены, распроданы и перепрофилированы под одну и ту же «жалостливую песню», что судоремонт на российском Дальнем Востоке убыточен, с китайскими и корейскими компаниями конкурировать невозможно.

Но, на НСРЗ, видимо, с хоровым пением были проблемы. Оказывается, руководство предприятия все время продолжало  работать по предназначению: выполнять гособоронзаказ по ремонту кораблей и даже продемонстрировало, что судостроение сегодня — это реальность, спустив на воду первый танкер для «Роснефти» в 2014 году.

Казалось бы, менеджменту Андрея Чижа (уже бывшего генерального директора НСРЗ) удалось в последние годы закрепить предприятие на стабильном уровне, с поддержкой властей…

Андрей Чиж занимал должность гендиректора завода с 2003 года, сменив на этой должности отца Евгения Чижа, опытного судоремонтника, руководившего НСРЗ с 1986 года.

Бывший ген.директор НСРЗ

Но, видимо, успехи НСРЗ не могли не вызвать интереса к столь  недооцененному активу со стороны определенных кругов.

И в октябре 2014 года гендиректора Андрея Чижа «ушли по-тихому», а место его занял приезжий менеджер , 35-летний Роман ЧАЙКУН из
Владивостока, не имеющий никакого отношения к судоремонту и судостроению.

Смена руководства произошла внезапно и на фоне отнюдь не плохих экономических показателей. Ведь завод успешно работал,
готов был и наращивать портфель заказов, включая гособоронзаказ. Какой был смысл менять Андрея Чижа с его многолетним опытом работы в сфере именно судоремонта и судостроения на молодого менеджера, в этой отрасли ничем себя не зарекомендовавшего?

Евгений Чиж, работавший гендиректором с 1986 по 2003 год, так пояснил складывающуюся ситуацию:
— Когда у завода были проблемы, интерес со стороны рейдеров отсутствовал.
А когда он вышел на международные проекты (речь идет в первую очередь о строительстве буровых платформ в рамках сахалинских проектов, где были задействованы практически все работники завода ), когда завод четко заявил Москве о своих возможностях, тогда у
некоторых господ появилось желание приобрести это предприятие.

Но и новый гендиректор проработал недолго. Уже в 2015 году к  работе на Находкинском судоремонтном заводе приступил новый генеральный директор. Им назначен москвич Михаил Полетаев, владелец московского АО «МП Групп», являющегося единственным акционером НСРЗ.

Трудно сказать, какова дальнейшая судьба НСРЗ – крупнейшего  судоремонтного завода на Дальнем Востоке…

Подпишитесь на новые публикации сайта "НАХОДКА. История в фотографиях" по Email

Добавить комментарий