Моряков на суше не воспитаешь

1973 год. На рейде

Эпитет «морская» до сих пор применяют к нашему городу, называют его морскими воротами России. Насчет ворот не спорим: перерабатывается уголь в страны АТР, но вот отечественных судов не видно.
Если в 1993 году процентов 60 было экипажей с российскими
моряками, то сейчас, к сожалению, 95% судов в порту Находка – иностранные суда.
Это говорит о проблемах не только флота, но и судоремонта, и судостроения.

Ранее в Приморском морском пароходстве было более 50 танкеров, вместе с береговыми подразделениями коллектив насчитывал семь тысяч человек.

В БАМР работало 117 крупнотоннажных судов и почти 15 тысяч человек со всего Советского Союза. После его развала наши моряки и рыбаки стали на судах под зарубежными флагами едва ли не рабами, которым не платили заработную плату.

Положение изменилось после того, как в 1993 году Российский профсоюз моряков вошел в Международную федерацию транспортных рабочих и начал подписывать коллективные договора с иностранными судовладельцами. С тех пор условия труда стали соответствовать международному уровню, а заработная плата – не менее 1200 долларов, и члены экипажей страховались и до сих пор страхуются
на случай банкротства судовладельца.

Моряков защитили, но не справились со «штормами» на земле, связанными со сменой собственности, проблемами судостроения и судоремонта на внутреннем рынке.

Сейчас морская Находка представляет собой лишь несколько небольших компаний, в каждой из которых насчитывается одно-два судна, в лучшем случае пять-шесть. Большинство из компаний – бункеровочные, специализирующиеся на заправке топливом приходящих судов. По большому счету, настоящим флотом Находки их назвать нельзя. Флот имеется за рубежом, и набором кадров для них занимаются круинговые агентства.

Самая главная проблема образовалась с годами. Раньше азам морских профессий учили в мореходной школе на базе ПМП, в школе Дальтехфлота, в ГПТУ – 14 и в ГПТУ-18, которые готовили газоэлектросварщиков, судовых поваров и официантов, и все проходили практику, трудоустраивались и под опекой наставников становились квалифицированными моряками, судоремонтниками.

Ныне в оставшихся учебных заведениях, том же Дальневосточном мореходном училище, курсанты не могут устроиться на суда, поскольку таковых днем с огнем не сыщешь. И становятся выпускники специалистами, не нюхавшими «пороха», не побывавшими на производственных практиках и не получившими рабочего диплома.
Им приходится нарабатывать-зарабатывать плавательный стаж с ноля, начинать с должности матроса или моториста.

Бывшее ГПТУ-14, сейчас – филиал Морского государственного университета им. Адмирала Невельского

Бывшее ГПТУ-18, сейчас – филиал ДВФУ – Дальневосточного федерального университета

Бывшая мореходная школа ПМП на мысе Шефнера

Офицеров флота у нас традиционно готовит ДВВИМУ, но штурманам и механикам ныне некем командовать – закрытие мореходных школ и профессиональных училищ привело к сокращению рядового состава. Возникла проблема, когда на судах с российским комсоставом большинство матросов – филиппинцы. Не хватает рядового состава и на российских судах, поэтому и было принято постановление правительства РФ, разрешающее принимать иностранцев на работу.

В своих, отечественных пароходствах и компаниях устроиться довольно проблематично, поскольку государство уделяет мало внимания строительству нового флота, которое могло бы обеспечить работой российских моряков. Мы перешли из социализма в капитализм, а там неизбежны кризисы и жесткая конкуренция, к которым не привыкли российские менеджеры.

Характерный пример – Приморское пароходство (PRISCO), которое вытеснили с рынка, и в результате Приморское морское пароходство осталось без танкерного флота. По итогам 2016 года ПМП получило чистый убыток в размере 361 млн рублей, тогда как в 2015-м имело 2 млн прибыли. В июле 2016 г. дочерняя компания «Совкомфлота» выкупила на аукционе все ОСТАВШИЕСЯ девять судов, принадлежащих бывшему ПМП, и теперь оно своего флота не имеет, сдает в аренду недвижимость в офисных зданиях и занимается подбором экипажей судов.

Офисные здания ПМП на мысе Шефнера

Пример с Приморским морским пароходством лишний раз показывает, насколько зыбка сейчас профессия моряка и рыбака: их семьи в любой момент могут оказаться без достойного и стабильного дохода, а сами специалисты если и могут устроиться в родном Приморье, то с большими трудностями.
Это одна из причин ухудшения демографической ситуации в Находке, ежегодного уменьшения численности населения на две тысячи человек.
Вместе с ними из Находки уезжает частичка их души, скудеет история морского города, меньше становится рабочих мест, которые с их убытием увеличиваются в других регионах нашей страны.

Подпишитесь на новые публикации сайта "НАХОДКА. История в фотографиях" по Email

Добавить комментарий