Люди Находки: порт начинался под водой

Трудовая биография Тыртышного Владимира Степановича крепким морским узлом связана с городом Находка с 1954 года.
Военная профессия – водолаз очень пригодилась при строительстве молодого порта.
Фундамент глубоководного порта – это сотни, тысячи железобетонных опор под многометровым слоем океанской воды. Работа круглый год, при любой погоде.
А ведь море – это и шторм, и лед, и ветер…Вот тогда то и наступило время Владимира Тыртышного, точнее, для братьев Тыртышных – Владимира и Александра – и еще одного водолаза из этой бригады – Всеволода Титиевского, это время исчисляется вполне конкретно: двадцать тысяч часов под водой.
Три водолаза. Три богатыря. Каждый день – риск. Каждый день – подвиг.

Водолазные скафандры для братьев ТЫРТЫШНЫХ изготовляли по индивидуальному заказу – пятый рост, 60-й размер, специальное утепеление. Водолазное бельё и свитера на глубине не всегда спасали от холода, а «нырять» на дно приходилось и между льдин.

В 1954 году они основали в Находке водолазную станцию в составе Плавучего строительно-монтажного отряда № 23 треста «Дальморгидрострой». Большая часть сегодняшней территории Находки тогда представляла собой череду пустынных распадков, сбегавших к болотистым берегам. Земснаряды «Дальтехфлота» углубляли ложе бухты и прибрежную зону до полутора десятков метров (ил, камни вывозились шаландами в море, а чистый песок подавался по трубам для отсыпки береговых площадок).
При сооружении причальной стенки работа водолазов начиналась с ювелирной работы — подготовки каменной «постели», её отклонение от заданного уровня не должно превышать трёх сантиметров. Сами себе ОТК, проверять качество под водой не каждый прораб полезет. Щебёнку сыпали лопатами с барж, а водолаз сквозь грохот камней по шлему командовал из-под воды, куда подсыпать ещё двадцать, а куда сорок лопат.
Поверх «постели» устанавливали бетонные массивы – «кирпичики» от 40 до 100 тонн весом.
Приходилось водолазам и подводной сваркой заниматься, и заделкой пробоин в корпусах судов, устанавливать свайные оболочки причальных сооружений, чистить берега под отсыпку, бетонировать подводные конструкции, поднимать потерянные якоря…

Все портовые сооружения Находки и значительная часть причалов Восточного порта стоят на подводных фундаментах, сделанных водолазами «станции братьев Тыртышных».
Трудились они на всех объектах ДМГС — от Славянки и Преображения до Сахалина и Камчатки. В 1971 году, в год начала строительства Восточного порта, орденами Ленина были награждены все трое «подводных братьев», Владимиру присвоили звание Героя Социалистического Труда.
По сей день подводных трудяг с водолазной станции ПСМО-23 добрым словом помнят все, кто строил заводские причальные стенки и порты Находки — от торгового и рыбного до Нефтепорта и Восточного.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *