Легенда о сопках Брат и Сестра

В.К. Арсеньев в 4-м томе собрания сочинений 1947 года приводит легенду о царе Куань-юне, имевшем владения в нынешней бухте Находка и устье реки Сучана у подножия гор Брат и Сестра.

Действие легенды происходит в эпоху царства Бохай в 7-10 веках.

“Много лет тому назад в том месте, где теперь город Нингута, жил могущественный царь Чин-я-тай-цзы. У него было множество войска, и весь народ любил его. У Чина была жена Хун-лэ-нюй. Молва об ее красоте и слава об ее уме были известны не только в пределах Маньчжурии, но даже и по ту сторону Ляо-Дуна, все ее знали, все о ней говорили, все ею восторгались. Чин очень любил ее.

В том месте, где Сучан впадает в море, около самого устья реки есть две одинаковые скалы, стоящие рядом. Та, что ближе к морю, назвалась тогда Да-най-шань (Большая гора наподобие женских грудей), а та, что стоит на берегу реки – Эр-най-шань (Вторая грудь-гора). У подножия последней была большая каменная кумирня, в честь бога небесных стихий Лун-ван-е. Боги этой кумирни были известны тем, что никогда не отказывали просящему их человеку и обладали чудодейственной силой исцелять недуги. Многие приезжали сюда даже из Китая, чтобы совершить поклонение богам, и всегда получали исполнение своих желаний.

В долине реки Сучан жил злой старик – царь этого края Куань-Юн. Это был старик жестокий, грозный, властолюбивый, и большой развратник. Он много слыхал о Хун-лэ-нюй и страстно хотел иметь ее своей наложницей.

Случилось как-то раз, Чин-я-тай-цзы заболел глазами. Никакие врачи не могли ему помочь: болезнь все усиливалась и грозила царю слепотою. Узнав о болезни Чина, коварный Куань-Юн задумал адский план: он решил заманить к себе властителя Нингуты, пленить его, а затем послать к Хун-лэ-нюй ложное письмо, якобы от имени Чина, с приглашением приехать навестить больного в доме Куань-Юна.

Хитростью он заманил счастливую чету к себе и собрался силой отнять красавицу. Но супругам удалось как-то сбежать, но в дороге потеряли друг друга. Муж, переодевшись угольщиком, бежит в крепость своего брата, а жена, заблудившись, возвращается в долину. Ее появление воодушевляет соплеменников, и они занимают крепость на горе. Куань-Юн в бешенстве, и окружает крепость кольцом. Сам руководит штурмом. Однако женщине удается перехитрить врага, и она выпускает коня с посланием, вплетенным в гриву. Муж читает его и бросается на помощь. Внезапное его появление с войском вызывает панику у врага. Крепость освобождена. В одной из битв жена погибает. Желая скрыть могилу жены, Чин-я-тай-цзы приказал отвести реку в сторону, и похоронил любимую под большим водопадом. Когда гроб был замурован в камне, реку снова пустили в прежнее свое русло. Но борьба не закончена. Чин-тай-цзы начинает мстить за жену, и обращает Куань-Юна в бегство. Дальнейшая судьба Куань-Юна неизвестна. По преданию, горы, где происходили эти трагические события, были названы именами мужа и жены. Впоследствии каким-то образом названия трансформировались в Брата и Сестру”.

(См.: Гаук, Г. Брат и Сестра: легенда и быль // Находкин. рабочий. – 1996. – 7 авг. – С. 4).

Очарованные красивой легендой, группа краеведов из Находки во главе с вдохновителем и организатором фотохудожником Владимиром Сергеевичем Мараткановым, в мае 2004 года отправились на поиски захоронения принцессы Хун-лэ-нюй. И заверяют, что нашли это захоронение под водопадом в самых верховьях реки Арсеньевки (Даубихе).

ЛЕГЕНДА О ЗОЛОТОЙ БОГИНЕ

“В устье Сучана, когда-то судоходной реки, стоял порт – одна из пяти столиц Чжурчженьского государства. Здесь находился храм драгоценной святыни народностей Приморья – Золотой Богини. Он существовал еще во времена Бохая. По легенде, существовавшей среди коренного населения Золотой империи, посягнувший украсть или дотронувшийся до божества, непременно умрет страшной смертью. Полчища татаро-монголов стремились завладеть Богиней, изготовленной из чистого золота. Когда Империя исчезла в 1235 году, бесследно пропала и богиня. Великая честь спрятать подальше изваяние, навеки похоронив тайну ее исчезновения, выпала главному военачальнику империи Нахате. Покровительницу спрятали недалеко от города, в глубокой пещере горы, и взорвали вход. А из города было увезено другое изображение, деревянное, покрытое позолотой. Копию тоже спрятали в пещере, но за сотни километров от подлинного захоронения”.

* * *

У подножия сопок Брат и Сестра были обнаружены древние стоянки человека. При их исследовании Ф.Ф. Буссе с археологом Соколовым в конце ХIХ века на сопке Брат были обнаружены каменные ящики, каменная черепаха. На сегодняшний день местонахождение этих находок неизвестно. В 1956 г. в горе Брат, там, где стояла каменная черепаха, японцы вскрыли захоронение и выкопали воина в дорогих доспехах, алебастрового коня и много дорогих вещей и увезли к себе, в Японию. Но главного они не нашли – они искали золотых истуканов или золотую богиню. Археологом Шавкуновым в 1959 г. было обнаружено поселение на берегу Сучана, напротив горы Брат.

У подножия Сестры тоже были найдены остатки поселения на пологом склоне сопки и в центральной части бухты Лашкевича. Предположительно, они отнесены к эпохе неолита. Сохранился участок культурного слоя толщиной около 20 м, он был обнаружен в 1978 году.

Краевед и писатель В.С. Кабелев выдвинул оригинальную гипотезу: “Сопки Брат и Сестра представляют собой геометрическое тело с пропорциями, соответствующими пирамидам Египта”.

В настоящее время сопка Брат наполовину срыта. Неоспорим тот факт, что с уничтожением горы Брат климат Золотой долины, которую эти две сопки как бы прикрывают со стороны моря, изменился в худшую сторону.

Подпишитесь на новые публикации сайта "НАХОДКА. История в фотографиях" по Email

Добавить комментарий