Воспоминания старожилов: Дозмаров Авдей Савельевич

Вид на бухту Находка в 50-е годы.

25 ИЮНЯ 1946 года я сел в «телятник», так называли тогда старые поезда, и отравился из Красноярска на Дальний Восток — начал свой рассказ первостроитель Находки Авдей Савельевич Дозмаров.
Таких как я, ехавших сюда, в поезде было много. Дорога показалась нелегкой, качались более двух недель. Когда приехали в Сучан (Партизанск), нас спроси¬ли на станции: «Куда еде¬те?» А МЫ — «На Даль¬ний Восток». Местности совершенно не знали.
В Находке на станции Каменка (Бархатная) нас высадили в направили и баню. Она находилась где теперь автостоянка возле ПОКиТС. Купание после такого путешествия было настоящим праздником. Нас разместили в палатках Потом подыскали общежитие. До этого здесь жили власовцы и бендеровцы. Но их куда-то срочно переселяли.
Через некоторое время из нас сформировали бригады и на лошадях отправили на сенокос в Новолитовск. День был пасмурный, слегка накрапывал дождь. Но на работе это не мешало. Косы в руках мужиков, соскучившихся по работе, весело взлетали и звенели.
Вдруг приятную мелодию сенокоса нарушил какой-то сильный гром. Это в Находке, на Пади Ободной, взорвались склады с боеприпасами. Кажется, это был август или сентябрь 1946 года. Взрыв был настолько мощный, что говорят, в Новолитовске стояла двухэтажная казарма, окон в ней вмиг как не бывало.
Через несколько дней я и ещё несколько человек приехали в Находку за продуктами для сенокосчиков. Пока ожидали погрузку решили перекинуться в картишки. Опять как грянет. Теперь на мысе Астафьева взорвался пароход «Дальстрой». Нам страсть как захотелось посмотреть. Запрыгнули в свою машину — и туда. Доехали до места где нынешний стадион «Приморец», кругом болота. на дороге стоит пост милиции. нас конечно остановили и отправили назад. Позже стало известно, что на пароходе находилась взрывчатка и зэки, следуемые по этапу на Колыму. МЫ потом видели как оттуда вывозили трупы. Зрелише ужасное: тела разорваны в куски. Полуживых пострадавших поместили в госпиталь, который размещался на месте ДМУ, однако мало кому Бог даровал жизнь по-новому.
К концу 1946 года нас определили в ВСМУ-7 (нынешнее АО СУ-420). Сформировали бригады и отправили осваивать Паль Ободную. Там стоял японский лагерь. Военнопленные только-только начинали строить здесь двухквартирные жилые домики.
Посёлок Находка в это время был небольшим, наверное не насчитывалось даже и десяти тысяч жителей. Но за счет вербованных население стало заметно увеличиваться.
Прибывали комсомольцы. Требовалось жильё. И мы только успевали поднимать дома. Более-менее справились с этой задачей на Пади, нас бросили отстраивать район улицы Московской (Ленинской). На работу ездили грузовыми такси. Душегубка была похлеще, чем сейчас в автобусах. Бывало, в кузове совсем не находилось места. Цеплялись за борт и в таком положении ехали.
Тогда Находка выглядела по другому. Где АТП-1 размещалась мужская зона для осужденных, где проспект Мира, ближе к экспрессу женская. На месте нынешней администрации города – располагался фотосалон и клуб офицеров, а где магазин «Татьяна» — деревянный спортивный магазин и столовая, Горисполком, райкомы КПСС и ВЛКСМ, Госбанк – все помещалось в одном здании в форме буквы «П», стоявшем тогда на Центральной площади, ближе к памятнику Ленину, Скверика, что напротив кинотеатра «Буревестник», — не было. Да и самого кинотеатра тоже. Здесь находилась милиция. Вместо автовокзала возвышалось деревянное здание учкомбината. А через дорогу от него – работали закусочные. Здесь на розлив предлагались вино и водка, предлагались мясные и рыбные закуски. Железной дороги от станции Каменка вглубь города Находка не было. Ее начали строить пленные японцы только в 1945 году. Года через четыре они справились с этой задачей. И в 1949-м иностранцев начали вывозить отсюда. В декабре 1947, помню отменили карточную систему. В магазинах было полно всего. Единственное, на что оставили карточки – спиртное. Дорого стоил хлеб. Даже стакан обычной воды стоил 1 рубль.
Примерно через полгода сюда валом поехали вербованные. С этих пор началось активное строительство заводов и жилья. Я к тому времени возглавлял комсомольскую плотницкую бригаду. Мы работали на строительстве ремесленного училища (СПТУ-14) и школы ФЗО (училища в районе Тихоокеанской). Жили в общежитии, хотя сами строили квартиры. В комнате размещались по 14-15 человек.
Потом была служба в армии. В 1954 году вернулся в Находку как в родной город. Первое время пожил у Куперта Владимира Федоровича. Потом приобрел свое жилье. Вместе с Купертом в этом же году мы работали на строительстве поликлиники на Пади Ободной. А через год я женился. Вместо того, чтобы жить полноценной семейной жизнью, по призыву Никиты Хрущева уехал работать в колхоз, но не надолго.
Я также работал на строительстве ДКСа, кафе «Бриз», складов Главсевероторга. В 1958 году стали поднимать хлебокомбинат, завод ЖБК, дома в районе улицы Малиновского. Помню, в это время управляющим трестом ДМГС был Андреев. Получил звание «Заслуженный строитель РСФСР». А потом была уйма разных грамот и поощрений.

 

ИСТОЧНИК: Пантюхов, В. Я этот город строил // Находкинский рабочий. — 1995.

Подпишитесь на новые публикации сайта "НАХОДКА. История в фотографиях" по Email

Добавить комментарий